Оригинал взят у
george_rooke в
Frigates in action-2В начале лета 1779 года HMS Quebec, 32-пушечный 12-фунтовый фрегат был отправлен к острову Гернси для охраны Нормандских островов от возможного десанта. Стандартный фрегат Королевского флота, 685 тонн, капитан Джордж Фармер.
18 июня от HMS Quebec пришел отчет, что французский флот отплыл из Бреста, а в начале июня фрегат перехватил и разогнал большой французский конвой из 49 каботажников. Англичанин настолько увлекся погоней, что вылетел на мель, и сняться с нее смог, лишь сбросив почти все свои пушки за борт. Поэтому по прибытии в Портсмут корабль после ремонта надо было вооружить. Но вот беда - 12-фунтовок на складах не было, и HMS Quebec получил вместо них 9-фунтовки.
5 октября фрегат уже крейсировал у Уэссана в компании с куттером Rambler Джеймса Джорджа
А утром следующего дня HMS Quebec и Rambler обнаружили паруса. Это оказались Французский 34-пушечный 12-фунтовый фрегат Surveillante и люгер Expedition. Причем у французов по вооружению была обратная ситуация - он был спущен на воду в 1777 году, а в 1778-м проходил в Бресте модернизацию - оббивали корпус медными гвоздями (а не обшивали медью, как пишут в английских книжках). для завода в док естественно фрегат разоружили, а вот после ремонта, когда начали вооружать, 12-фунтовок для него не хватило, поэтому его вооружили (опять-таки выкиньте английские популярные книги на эту тему, когда есть французские исследования на тему вооружения Surveillante!)не 28х12-фунт. пушками а 20х18-фунтовыми obusier, то есть укороченными тонкостенными пушками-гаубицами. Это не карронады, это именно гибрид, сочетавший в себе худшие качества пушек (малая дальность выстрела, низкая начальная скорость ядра) и худшие качества карронад (obusier очень любили деформироваться и разрываться при выстрелах, заряжались гораздо медленнее, нежели карронады, плюс - очень часто давали совершенно немыслимые траектории полетов ядер). Таким образом вышедший в море Surveillante нес 8х12-фунтовых длинных пушек, 20х18-фунтовых пушек-гаубиц, и 4х6-фунтовые пушки на надстройках.
Таким образом в бою встретились два полуинвалида - один (британский) с мелкими 9-фунтовками, второй (французский) с крупнокалиберным, но совершенно бесполезным вооружением. К этому следует прибавить еще вот что - французы использовали 7-дюймовые (18 см) доски для обшивки корпуса, тогда как на британских верфях со времен Энсона заложена в стандарт футовая (30 см) обшивка для фрегатов. Таким образом, 8.73-кг ядрам французского фрегата надо было проломить 30-см обшивки в центре корпуса, тогда как британским 5.3-кг ядрам надо было проломить всего лишь 18 см обшивки.
И тем не менее в 9.45 бой начался.
Математика ушла на второй план, уступив место азарту боя. Ветер был неустойчивый, порывистый, на море - тяжелая зыбь, затруднявшая маневрирование. Французский капитан дю Кедик шел в бейдевинд левым галсом, Фармер сближался с французом в галфвинд, и тоже на левом галсе. Около 10.00 на бизани HMS Quebec взвился красный флаг ("Иду в бой!") и англичанин дал зап по французскому кораблю. Француз ответил из четырех 12-фунтовок (ибо гаубицы на этой дистанции еще банально не доставали), и корабли, сближаясь, вели интенсивную стрельбу друг по другу. К 11.00 дистанция составляла около 60 футов, и дю Кедик дал залп из гаубиц - почти все ядра просвистели мимо, выписывая немыслимую траекторию, кроме одного, которое сбило топсель на английском фрегате. Фармер ответил залпом из 9-фунтовок по рангоуту и такелажу противника, отстрелив грота-рею, и порвав в клочья грот.
11.20 - расстояние - 20 футов. Бой пошел всерьез. На стороне французов - мощный залп, правда ядра летят непонятно куда, плюс - несколько гаубиц просто разорвалось от частой стрельбы. На стороне англичан - скорострельность, их 9-фунтовки четко давали залп в 2 минуты. Дю Кедик был вынужден снизить расчеты орудий с 7 человек на пушку до 3 человек. Скорострельность французов, и так не блиставшая, еще больше упала.
11.40. Расстояние - 5 футов. Идет стрельба в упор. Француз иногда замолкает, англичане, думая, что все, победа, начинают радостно кричать, но каждый раз огонь французского фрегата возобновляется.у дю Кедика проблема - вышли из строя 14 из 20 гаубиц, его огневая мощь катастрофически падает. Причем только часть из них выведена из строя англичанами. Чаще всего орудия ломаются сами по себе. А иногда просто взрываются, нанося дополнительные потери.
13.00. Удачным залпом Фармер сбивает сразу ДВЕ мачты у Surveillante. Через минуту за борт летит и французская бизань. Все! Победа! Однако ответным залпом из 12-фунтовок и последней оставшейся 18-фунтовой гаубицы де Кедик умудряется сбить ВСЕ ТРИ мачты на англичанине. Причем если французские мачты были либо отстрелены и улетели за борт, либо упали на противоположную от боевого борта сторону, то английская бизань, надломившись, упала именно на правый, боевой борт, HMS Quebec, и бизань-марсель полностью закрыл пушечные порты в кормовой части.
Дю Кедик созывает абордажную партию, и ведет людей в атаку, однако делает два шага и падает - мушкетная пуля попала ему в плечо. Абордажная атака захлебывается. Залп последней "оставшейся в живых" французской гаубицы - и вспыхнул бизань-марсель. С парусины огонь перекинулся на мачту, ветер разнес угли, и на HMS Quebec начался пожар.
В мгновение весь бой был забыт - английские матросы прыгали за борт, или на французский фрегат, французы пытались перерубить абордажные крюки, связывавшие оба корабля. Тем временем на юте HMS Quebec уже пылало зарево.
Только успели отойти на 20 футов как раздался мощный взрыв - английский фрегат взлетел на воздух. Фармер отказался от предложения дю Кедика перейти на французский фрегат, он погиб вместе со своим кораблем. Surveillante не мог спустить шлюпки - они за время боя просто превратились в обломки. За борт начали кидать веревки, пытаясь спасти барахтающихся в воде людей.
Подошли Rambler и Expedition, которые до этого вели неторопливый бой на дальней дистанции, пытаясь сохранить силы и парусное вооружение до исхода поединка фрегатов, и присоединились к спасению.
Surveillante потерял 30 человек убитыми, 85 - раненными (из 211 человек экипажа), потери англичан - 127 человек убитыми и раненными (из 232 человек экипажа).
Отдельно стоит рассказать о том, что французы повели себя очень рыцарственно - британцы были отправлены обратно в Англию без выкупа и условий, французский секретарь по флоту писал: "не думаю, что правильно считать военнопленными несчастных моряков, прошедших такой бой, огонь, взрыв своего корабля и водную бездну, в которую они были низринуты". Дю Кедик умер от ран через неделю.
Уцелевших участников боя позже судили военным трибуналом в Ширнессе. Выслушав все показания, судьи установили, что "капитан Фармер, его матросы и морские пехотинцы, вели себя самым энергичным и правильным образом, и если бы аварии не произошло - без сомнения захватили бы французский фрегат. Безусловно, такие действия заслуживают только похвалы и поощрения".