Оригинал взят у
dreameranalyst в
Как проходила «Математика у моря»: кое-что о занятияхДва совместных разнобоя для 5-6 классов. Дети разбились на пары (решающим при разбиении был принцип приятельства) и в течение полутора часов решали 8 задач. Решение предполагалось предъявлять в письменном виде, но, честно говоря, в первом разнобое я не вникал в детали обоснований. У большинства задач глубоких логический обоснований и не требовалось, поскольку решение сводилось к вычислениям и некоторым чертежам. Но даже в задачах, где решение требовало некоторого текстового описания, я не вникал особо в его детали, а оценивал только верность центральной идеи. Думаю, что это вполне целесообразно для данного жанра. Самым же интересным было следующее. Была явная пара-фаворит (кстати, как раз из 5го класса), и все это понимали. Так вот на каждом из разнобоёв их догоняли, причём в разных разнобоях разные пары. Ситуация соревнования позволила мобилизоваться и показать уровень, который этим детям на обычных занятиях редко удавалась показывать. Причём, на мой взгляд, желание выиграть играло решающую роль играло решающую роль только на первом этапе, а дальше интеллектуальное напряжение поддерживалось сами процессом решения. Для этого и нужны интеллектуальные соревнования: стремление победить рождает максимальное напряжение интеллектуальных сил и отходит на второй план.
Занятие с 5-м классом на тему транзитивность с замечательной репликой ребёнка в конце занятия «транзитивность бывает у делимости, в неравенствах, а ещё где?»
Собственно, не проведённое, а только придуманное занятие с 7-8-м классами на тему «Геометрические неравенства и задачи на разрезания». Задачи на разрезания - тема интересная для всех детей. Ну, разве что, кроме детей с очень специфическим формально-логическим складом мышления. Такие бывают, но их, по моим наблюдениям, немного. Как в процессе решения таких задач обучать конкретным геометрическим знаниям? До 6-го класса включительно никак не надо. Далее можно обучать на таких задачах свободному владению понятием площади. А ещё вот о чём подумалось. Берём задачу на разрезание. Угадываем как резать, а для обоснования того, что всё получилось хорошо, используем, например, неравенство треугольника. Замечательную задачку такого типа придумал мой приятель А.В. Шаповалов «Докажите, что любой треугольник можно разрезать на два треугольника так, что наибольшие стороны этих треугольников будут равны». Есть ли ещё такие задачки? Наверняка, есть. Надо бы поискать и сделать полномасштабное занятие на эту тему.