Оригинал взят у
pereklichka в
Батальонъ - забытые герои Великой Войны 20 февраля 2015 года на экраны кинотеатров вышел художественный фильм «Батальонъ» (другое название - «Батальон смерти»), повествующий о подвиге русских женщин в годы Первой Мировой Войны.
Привычное «качество» фильмов нынешнего российского «ширпотреба» заранее вызывает скептический подход. Думаешь - ну, что могут снять современные режиссеры, кроме очередного бандитского сериала? Оказалось - могут. И могут именно те, от кого, казалось бы, это можно меньше всего было ожидать.
Игорь Угольников, создатель «Батальона» запомнился многим по телешоу начала 1990-х, комедиям, и телепередачам. Однако, именно сейчас он снял по- настоящему честное, патриотическое кино о русских женщинах, оставшихся верными Христу, как некогда - жены-мироносицы. В трудное время падения Царской власти, чтобы своим примером поддержать расхристанных, пьяных от свободы и водки солдат-мужчин, отправились они на фронт. Многие из них там погибли. Одними из последних вместе с добровольцами-мужчинами и солдатами гвардейских полков, держали они фронт. Последними - вместе с юношами-юнкерами в ноябре 1917г. охраняли опустевший Зимний Дворец, где располагался военный госпиталь. И пошли на смерть, но не предали. Об этих героинях и повествует фильм «Батальонъ».
Поразительно, но историю подвига добровольческого батальона Марии Бочкаревой поведал миру человек, как бы сказали многие, светский. И у него это получилось блестяще. В то время как многие горе-монархисты «ожидают» Царя, делая карьеру и деньги на Православии, у людей возникают вопросы, просыпается совесть. Происходит то, чего не могут понять «знающие» - пришедшие после них работники «двенадцатого часа» намного обгоняют нерадивых и обленившихся в своем «всезнании» фарисеев…
Так, недавний шоумен Михаил Пореченков отправился на Донбасс поддержать русских людей там и за это подвергся настоящей травле. А вчерашний юморист Угольников - снял настоящее патриотическое кино, в поиске причины падения Российской Империи! Да и сама Мария Бочкарева - главный персонаж «Батальона», не была идеальным героем, а живым человеком - переживала свои взлеты и падения. Она прошла нелегкий жизненный путь, преобразилась из бедной крестьянки, сбежавшей от пьяницы-мужа к уголовнику, в героиню Русской Армии. В 1914 году написала прошение Царю Николаю II и воевала потом три года на фронте, проливала кровь за Веру, Царя и Отечество, была ранена, награждена Георгиевским крестом, прославилась спасением многих раненных, и была расстреляна в 1920 году чекистами… В её истории - типичная судьба русской деревенской бабы, героини прошлого и будущего. И не далек тот день, когда наш народ вновь вспомнит своих национальных героев, и, глядя на них, осознает свою вину и покается!
Какая удивительная метаморфоза Российского кино происходит на наших глазах! Обычно в отечественных фильмах (в советских - по умолчанию) тема Первой Мировой Войны, революции и Гражданской Войны подавалась только со стороны большевиков. Исключения можно пересчитать по пальцам. Такие фильмы как «Юнкера» (реж. - Игорь Черницкий), «Господа офицеры - спасти Императора» (реж. - Олег Фомин), «Гибель Империи» (реж. - Владимир Хотиненко), составляют крайне узкую прослойку нашего кинопроката. Отдельно можно сказать о том, что снимается помимо этих редких фильмов, и как тема революции показывается. В многократно анонсированном и показанном на ТВ сериале «Страсти по Чапаю» (очередное искажение нашей истории) революция оправдывается, предательство солдат в 1917 году возводится в подвиг, а оставление ими фронта и убийство своих же офицеров, рассматривается не более чем «классовое» противостояние. И всё это на фоне постоянных амурных историй главного «героя». Не говоря уже о сценах массовых казней казаками гражданского населения сел и городов (!?), «зверств белогвардейцев» и прочей лжи, плотно осевшей в умах режиссеров и зрителей. Большинство современных кинокартин не делает никаких попыток осмыслить глубинные причины революции и её страшные последствия, когда Россия, стаявшая на грани победы в войне, за считанные месяцы весны 1917 года скатилась на дно пропасти. В отличие от этого «Батальонъ» показывает правдивую историю событий, не скатываясь в оправдание преступлений, и называя героев и предателей своими именами.
Поступок Игоря Угольникова (а иначе как подвигом это не назовешь) в том, что он перешагнул за рамки привычного советско-российского восприятия нашей величайшей национальной трагедии и понял, что причины нынешнего бедственного положения России - в прошлом, в революции 1917 года. Для большей ясности, процитируем его слова:
«Нам также показалось, что нынешние события, которые происходят сейчас в мире и в стране, очень созвучны тем событиям, которые были сто лет назад. Очень многое похоже. История, говорят, развивается по спирали - наверное, мы опять переходим эту точку на новом этапе. Занимаясь Первой мировой войной, мы постепенно возвращаем память поколений. Вот это возвращение памяти поколений, мне думается, и есть та самая основа патриотического воспитания - просто знать, что было с нашими дедами и прадедами, знать историю своей страны. Если бы мы точно знали, что было раньше, может быть, событий, которые сейчас происходят, и не было бы. Эта стертая из нашего сознания память как раз и послужила причиной того, что мы сейчас так живем…
Судить не можем, но мы знаем историю: кто-то сдается в плен, кто-то, для того чтобы прекратить свои страдания, встает в полный рост и получает пулю в грудь, а кто-то остается до конца, делает поступок и таким образом переворачивает ход истории своей страны. Своим поступком эти люди приблизили 9 мая 1945 года. Батальон Бочкаревой совершил то же самое. Мы с вами теперь можем считать их подвиг бессмысленным, но для них тогда он бессмысленным не был. Женщины возвращали мужчинам достоинство, пытались вернуть достоинство стране, и потом, враг же стоял на нашей земле! Сколько угодно можно говорить о том, что мы уже с немцами не воевали - это как раз мотивация солдат из нашего фильма: «Дома революция только что произошла, сейчас будут земли делить, а мы будем тут с немцами воевать, зачем? Мы сейчас домой пойдем, там землю поделим, а дальше решим, как быть». Но враг-то на нашей земле стоял, и это очень современная история, как понимаете. Поэтому мы заинтересовались этой историей. Заметьте, это было еще три года назад, и мы даже подумать не могли, что такое может произойти с нами…
Опять-таки здесь важен момент, который мы прошли, когда после «Брестской крепости» стали задумываться: а почему так произошло, что было дальше? И сейчас после «Батальона» я задумываюсь уже о том, что было дальше, почему произошло то, что произошло в семнадцатом году. Конечно, не знаю, как будет складываться дальше, какие будут возможности, но я серьезно думаю о семнадцатом годе. Мне важно понять, каким образом изменилось сознание людей, причем настолько, что они стали убивать друг друга. Каким образом Первая мировая война перетекла в Гражданскую? Что случилось с сознанием людей, общества, причем очень серьезно построенного, ведь Православие было очень мощным, это была основа государственности. Православие, Самодержавие, Народность - три кита, на которых незыблемо стояла Российская империя. Но получается, что стоит из этих трех основных постулатов убрать один, и другие тоже сразу рушатся. Убрали Царя - и Веру потеряли, и Отечество.»
Как удивительно просто и ясно звучат эти слова в устах русского режиссера. Снявшего поразительно честное православное кино - завершающееся кадрами предсмертной молитвы женщин-солдат на поле боя. И в этом нет случайности.
«Я могу сказать о том, как нам перед сценой одного эпизода не просто было трудно, а даже молиться пришлось. Это эпизод газовой атаки. Чуть-чуть его порепетировав, поняв, что девочки должны бежать в атаку в грязи, под дождем, в дыму, в противогазах, с винтовками Мосина со штыками, я подумал, что это снимать невозможно. Когда сам надел противогаз, понял, что вообще нереально в дыму бежать в нем, ничего не видно. Мы пытались заменить обычные штыки пластиковыми, чтобы хоть как-то облегчить актрисам участь, но эти фальшивые штыки так тряслись на ветру, что стало ясно - не выйдет. Двести девочек я просто потеряю! Как это снимать? На свой страх и риск я помолился, чтобы ни одна девочка не повредила себе ничего, и Бог как будто услышал мои молитвы. Я шучу теперь, у нас на всей картине один всего выбитый зуб, и то не во время съемок.»
И это - что особенно ценно, свидетельство человека, ранее далекого от Православия. Человека, который открыто показал врагом России - Керенского, погрузившего её в пучину анархии и сдавшего большевикам:
«История же уникальная! Впервые в истории женщины в таком количестве были объединены в воинское подразделение, обучены воинскому делу и пошли на фронт, причем с точной идеей - поднять боевой дух армии, которая уже к тому времени разлагалась. Были созданы солдатские комитеты, офицеры не имели права принимать решения, в стране были смута, хаос и разлад, а Керенский выпустил уголовников, упразднил полицию, упразднил суды. То есть государственности уже фактически не было - страна катилась к Октябрьскому перевороту. Как сейчас пишут историки, большевики просто подняли власть с пола. Сейчас много говорят, что это было не просто так: огромную страну развалить собственными руками ни с того ни с сего было невозможно. Поэтому уже пишут о заговоре в окружении Государя в шестнадцатом году. Уже говорят о Керенском как о человеке, который признался под конец своей жизни, что надо было сделать в марте семнадцатого года, чтобы не допустить дальнейшего развала государственности и армии. Он сказал, что надо было убрать всего одного человека. Кого именно? Керенского. Тем самым он признал под конец жизни свои «заслуги» перед государством.»
Поразительный факт - впервые открыто, названы вещи своими именами, и не устами церковного историка или Православного старца, а от лица широко известного актера и режиссера, светского человека. Действительно - всем интересующимся проблемой известно о дворцовом заговоре против Царя Николая II, заговоре в Царственном Доме, сформировавшемся в салоне «Михень» - Вел. Княгини Марии Павловны (её сын - Кирилл Владимирович Романов, а его потомки «Кирилловичи» - нынешние Гогенцоллерны-Романовы). И ключевую роль в этом заговоре играли думские лидеры, генералы в Ставке - во главе с начальником штаба Алексеевым, великие князья (вспомним Кирилла Владимировича с красным бантом у стен Думы в дни революции) и … многие архиереи. Судьба заговорщиков оказалась печальной. Взять власть в свои руки им не удалось - и вместо «конституционной монархии» во главе с Кириллом Владимировичем, или кем-то ещё, Россия получила настоящее иго, оказалась в стане проигравших, потеряла десятки миллионов своих граждан.
Быть может - об этом ещё снимет свой фильм какой-нибудь талантливый российский режиссер. Но уже сейчас, когда вновь идет война, становится понятно - правда, на стороне тех, кто не предал Царя, не бросил фронт, не отрекся от Веры отцов. И суд истории - над теми, кто участвовал в революции. Нам же остается покаяние за измену, за грехи отцов, тяжким грузом лежащие на нас и на детях наших. Но обратим внимание на тех героев, которые не изменили. И в этом особый Промысел Божий, как нам кажется.
Батальон Марии Бочкаревой, как и другие ударные части (будущие полки Белой армии) был назван «Батальоном смерти». И в финале фильма мы видим картину гибели многих солдат этого батальона в бою. Но с точки зрения Православия смерть не есть конец всего, но переход из временной жизни в вечную. И те, кто отдал свою жизнь на поле боя - «за други своя», уходившие с молитвой, не погибли в вечности. Памяти их посвящен фильм «Батальон». И благодаря этой замечательной картине, наш народ вновь вспомнит свою историю, обратится в молитве к Богу, как некогда наши предки. И мы верим, что так будет!
P.S. Лучшими критиками, как известно, являются зрители. Поэтому, приведем ряд комментариев от них:
01.03.2015 19:27:40 UTC Алексей Панасенко (г. Архангельск)
Сегодня, посмотрел фильм «Батальон», у меня 40 летнего мужика слёзы текли произвольно. Когда фильм закончился и я вышел из зала, пару минут молчал, потому что не мог говорить, так тяжело и больно было на душе. Фильм - я даже не могу подобрать слов. Этот фильм надо смотреть, потому что его надо смотреть.
01.03.2015 18:51:48 UTC Тарнаева Татьяна Яковлевна (Санкт-Петербург)
Сегодня посмотрела ФИЛЬМ! Рыдала почти все время. От отчаяния и непонимания, как можно было ввергнуть огромную, процветающую страну, за считанные месяцы, в ужас нищеты, бандитизма, невежества. Наверное потому, что в самый ответственный момент самые умные, порядочные накрыли голову подушкой и веки смежили, как тот офицер. И все, страна превратилась в руины при таком духовном, жертвенном, несгибаемом народе. Господи, спаси нас от повторения этого ужаса, а для этого нужно помнить и вбивать в детей с младых ногтей историю отечества. А пока я рыдала, молодые люди рядом с нами периодически погружались в интернет. Им было скучно? А мне страшно с ними. Наверное, у них другая Родина. За фильм Спасибо! Потрясение.
23.02.2015 12:06:24 UTC Оксана (Набережные Челны)
Большое спасибо за такой патриотический фильм! Спасибо актерам! Выходила с кинозала со слезами. Сейчас в наше время много хотят изменить и забыть в истории, но благодаря таким фильмам наши дети будут знать настоящую историю нашей страны. И хочется верить, что будут помнить подвиги наших солдат-мужчин, солдаток-женщин!
22.02.2015 20:26:16 UTC ЛЮДМИЛА (МОСКВА)
Фильм произвел неизгладимое впечатление. История создания женского батальона во время Первой мировой войны мне была неизвестна. Раскрытие и повествование исторических фактов, взаимоотношений между людьми, чувства такта и этикета, отношения к Родине нужно не только старшему поколению нашей Великой страны, но в первую очередь это надо смотреть молодежи. Если во время просмотра фильма в зале можно было услышать «хихиканье», то в конце фильма стояла «мертвая» тишина, которая пронзала все тело и душу… Фильм захватывающий и смотрится на одном дыхании. Хорошая игра наших актеров и актрис и девочек, которые принимали участие в съемках… Хочется сказать «СПАСИБО» за фильм всей съемочной группе и пожелать всем дальнейших творческих успехов!
21.02.2015 14:26:46 UTC Оксана (Оренбург)
Спасибо большое человеческое за фильм всем создателям! БРАВО! Фильм советую посмотреть всем! Смотрится на одном дыхании. Фильм об одном из самых трагичных периодов нашей страны, и мы так мало о нем знаем… Вышла действительно оглушенная… Игра Марии Ароновой и ее девочек из Батальона ошеломила. Фильм заставляющий думать и пробуждающий душу!
21.02.2015 11:53:11 UTC Ольга (Ставрополь)
Низкий поклон создателям фильма! И сама тема и то, как она подана - в высшей степени ДОСТОЙНО ЕСТЬ! Час пробил. России нужны такие произведения! Растут дети, живут люди, жизнь идёт, столько вокруг горя и серости. Мужчины, к сожалению обабливаются и «льют слёзы под подушкой со скрежетом зубовным». Довольно ёрничать и хохотать. Этот фильм - набат обществу! Посмотрите!
… А еще посмотреть фильм нужно, чтобы ответить на вопрос: «А я так смог бы?»
Роман Котов