ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И АЛИСТЕР КРОУЛИ: НЕЧТО О ПРИРОДЕ ВИДЕНИЙ

Jan 27, 2015 12:27

Оригинал взят у yu_sinilga в Catari dicuntura a cato
Ю.П. Соловьев.

"ВЛАДИМИР СОЛОВЬЕВ И АЛИСТЕР КРОУЛИ: НЕЧТО О ПРИРОДЕ ВИДЕНИЙ"

1875 год отмечен в истории чредою странных событий. В этом году Е. П. Блаватская основала свое Теософское общество; умер один из адептов нового оккультизма Элифас Леви (А.-Л. Констан); в России солидные журналы развернули полемику о спиритизме, в которой приняли участие известный химик А. М. Бутлеров и зоолог Н. П. Вагнер... Еще один энтузиаст «религиозного» спиритизма в духе Аллана Кардека и внимательный читатель Э. Леви - граф А. К. Толстой - умер в тот год. Наконец, в 1875-м в Лондон для изучения древних коптских и еврейских рукописей прибыл 22-летний философ, «доцент и магистр», Владимир Сергеевич Соловьев, который, по непонятной его серьезным лондонским компань­онам причине, отправился в Каир, где 11 ноября 1875 г. получил некое откровение, после которого превратился в проповедника тайного   учения - и почти в бродягу. Идеи, разбуженные им в ночной египетской пустыне, позднее угрожали ересью Русской Православной Церкви, были этой Церковью осуждены - но они же вдохновили целое поколение литераторов, художников, артистов, музыкантов, сотворивших такое явление, как русский «Серебряный век».

За месяц до соловьевского экстаза, 11 октября 1875 г. (день смерти Э. Леви) в Лемингтоне близ Стратфорда-на-Эйвоне, в семье проповедника секты «плимутских братьев» родился один из самых знаменитых оккультистов XX века, Эдвард Александр (Алистер) Кроули, который позднее не стеснялся именовать себя «Великим Зверем», «Антихристом», «Бафометом», объявил своим числом «три шестерки», прославился множеством скандалов, связанных с распутством, наркотиками, тайными орденами, «сатанизмом» и «черными мессами». В 29-летнем возрасте, имея за плечами солидную школу изучения и применения разнообразных магических практик, Кроули тоже оказался в Каире, где, используя медиумические способности своей жены (Кроули такими способностями не обладал - чему не одно свидетельство - и пытался их стимулировать магическими ритуалами, галюциногенами и сексом), вступил в контакт с демоном Айвасом, от которого получил опять-таки некое «откровение», записанное 8-10 апреля 1904 г. в «Книге закона». После этих событий Кроули стал приобретать свой двусмысленный авторитет, основал то, что считал новой (телемитской) религией, и подобно Соловьеву превратился в бродягу и проповедника. Как и Соловьев в  России, он оказал сильное влияние на англоязычную элитарную и массовую культуру 1960-90-х годов, посмертно сделавшись объектом почитания многих музыкантов, кинематографистов, литераторов.
...В числе прочего, «Философские начала...» содержат идею разделения средневекового европейского общества на три силы: римскую церковь, германские дружины и порабощенный ими слой кельто-славянского населения. Соловьев пишет: «... у этого низшего слоя является своя собственная религия - катаризм или альбигойство, возникшая впервые на славянском Востоке под именем богумильства и оттуда распространившаяся по всему кельто-славянскому миру. Но эта религия, возбуждавшая против себя одинаково вражду как римской церкви..., так и феодального государства, погибла в потоках крови». Как нам кажется, именно здесь кроются истоки специфичного панславизма Вл. Соловьева и некоторых  его современников - славянство виделось им единственным и почти прирожденным носителем гностической (богомильской)идеи, которая тем самым становилась славянской национальной идеей.

...Ал-р Н. Веселовский в опубликованной в 1872 г. докторской диссертации заявлял по поводу учителей французских альбигойцев - болгар-богомилов: «В истории дуалистических учений славянские народы в первый раз, до появления Гуса, вносят в общеевропейскую жизнь свой интеллектуальный вклад...» И тут же, выделив византийское православие и романское католичество как основные духовные области средневековой Европы, А. Н. Веселовский пишет, будто бы предугадав мысли Соловьева: «... помимо той и другой области, на которые полюбовно поделили средневековую историю, существовала еще третья область, вполне самостоятельная, насколько можно было под гнетом господствующих церквей… Это была область народных ересей… Между этими ересями богомильская и патарская (катарская - Ю. С.) занимали первое место» (Веселовский А. Н. Мерлин и Соломон. М.-СПб., 2001. С. 186, 187).

литература, философия, поэзия, масоны

Previous post Next post
Up