Размышления о греческой скульптуре и Лаокооне в музее Пия Климента

Nov 02, 2014 12:18

Оригинал взят у ragioniere в Размышления о греческой скульптуре и Лаокооне в музее Пия Климента

Originally published at YOURWO. You can comment here or there.

В музее Пия Климента в Ватикане собрана большая коллекция античной скульптуры.

Нас с детства учили воспринимать мир классической Греции как абсолютно реальный. Однако, если присмотреться, то греческая скульптура куда ближе к Египту, чем к Бернини.

Мне большинство образцов греческой скульптуры напоминают современную рекламу. Сначала делают фотографию модели, затем на фото ретушируют недостатки и преувеличивают достоинства (удлиняют ноги, увеличивают глаза, и т.д.).  Никакого отношения к реальности эти фигуры не имеют.




Так сложилось, что греческую скульптуру мы знаем по римским мраморным копиям. Один из основных признаков отличия греческой скульптуры от римской - «идеальное», мягко говоря, не совсем правдивое изображение человека.




Греки лепили лицо и тело человека по заданным канонам, разработанным в соответствии с их представлениями о красоте, мужественности, власти. Аналогичный подход к искусству был у египтян. В принципе, для греков лицо не было самым важным, именно поэтому некоторые скульптуры прекрасно смотрятся без головы




Греческая скульптура  менялась медленно, однако были и «реформаторы». Например в 460-450 годы в Аттике работал скульптор Мирон. До нас дошли некоторые копии его «Дискобола». Это была революция в изображении человека - он перестал быть прямым. Скульптор изображает мгновение, когда юноша, согнувшись, замер и готов вновь распрямиться, метнув диск.



После Мирона греки стали изображать фигуры в движении. Однако на лицах у них ни одной эмоции. Все, что хочет выразить скульптор, он выражает в пластике.




Самые выдающиеся скульптуры, демонстрирующие пластические решения находятся в Британском музее (работы Фидия с Афинского акрополя).

Другим новатором был афинский скульптор Пракситель, живший в IV веке до н.э. Этот скульптор впервые изобразил богиню обнаженной. Это было настолько необычным, что заказчики с острова Кос отказались взять скульптуру. Она поехала на Книд (Афродита Книдская)

Однако с тех пор греки постоянно возвращаются к фигуре обнаженной богини. Венера Милосская из Лувра и Венера Таврическая из Эрмитажа:





Аполлон Бельведерский,  один из шедевров Ватикана, типичная греческая скульптура. Изображен мужчина - модель, точнее идеал мужской красоты. Бог, на лице которого не дрожит ни один мускул.


То, что это римская копия, не меняет дело. Римляне умели лепить лица, а у греков одно время были запрещены портреты.




И вдруг среди этого единообразия - «Лаокоон и сыновья». Это, конечно, поздняя скульптура относящаяся к эпохе эллинизма (эпоха после завоеваний Александра Македонского), однако и Аполлон Бельведерский и Венера Милосская - скульптуры того же времени.


Скульптурная композиция «Лаокоон и сыновья» сама по себе необычна для греков. Во-первых, она групповая. Групповые изображения у греков можно видеть разве что на барельефах (в том же Британском музее), но никак не в скульптуре.

Во-вторых, здесь показаны очень сильные эмоции, причем изображены они с мастерской точностью.




Скульптура была создана скульптором Агесандром с Родоса, жившим в II-I вв. до н. э. Считается, что он же вылепил Венеру Милосскую. Скульптура находящаяся в музее Пия Климента в Ватикане считается копией с более раннего греческого оригинала.

На скульптуре изображен Лаокоон - троянский прорицатель. Он протестовал, против того, чтобы жители Трои пускали в город Троянского коня. Разгневанные боги (которые были на стороне греков) послали двух змей, которые и убили Лаокоона, и его сыновей.

На скульптуре изображен момент борьбы со змеями. Боль и печаль на лице Лаокоона - очевидно он уже понял, что это конец.


Печаль в сочетании с презрением на лице одного из сыновей. Он как бы вопрошает: «ну кто просил тебя лезть на рожон?».


В скульптуре необычно все: и позы, движения, и необходимость смотреть на нее с разных углов зрения. Плюс сильные эмоции. Это за 16 веков до Бернини. Откуда это взялось?

Наличие подобной скульптуры позволяет усомниться - а все ли мы знаем о греках? Нет ли еще чего-то, что до нас попросту не дошло? А может это и не копия вовсе, а самостоятельное произведение римских мастеров?

http://az.lib.ru/l/lessing_g_e/text_1766_laokoon.shtml


Схема музеев Ватикана

Маршрут по произведениям Бернини в Риме.

Музеи Капитолия

<

античность, Рим, скульптура, Греция, искусство

Previous post Next post
Up