Преображение Господне

Aug 19, 2014 10:55

Оригинал взят у tanya_vasilenko в Преображение Господне

Светлана Липатова

Заметки по иконографии Преображения Господня
19 августа (6 августа по ст. ст.) Православная Церковь празднует Преображение Господне - событие земной жизни Спасителя, описанное у святых евангелистов (Мф. 17: 1-13, Мк. 9: 1-12; Лк. 9: 28-36). По их свидетельству, приближаясь к вольным страданиям на кресте, Господь, взяв трех ближайших учеников (апостолов Петра, Иоанна и Иакова), поднялся на гору Фавор, где преобразился перед ними, являя им Свою Божественную славу. Там Ему предстали ветхозаветные пророки Моисей и Илия.



Базилика Сан Аполлинаре ин Классе. Рим, Италия. Мозаика апсиды, 549 г.

Несмотря на то, что вспоминаемое событие совершилось за 40 дней до распятия Спасителя, оно отмечается в августе, а не в феврале, так как иначе празднование приходилось бы на время Великого поста. По установленной традиции, временной промежуток в 40 дней отделяет Преображение от празднуемого 27 сентября (14 сентября по ст. ст.) Воздвижения Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

По всей видимости, праздник Преображения был установлен уже в IV веке - в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В основу иконографии праздника было положено евангельское повествование. На иконах, фресках, миниатюрах рукописей Спаситель, стоящий на горе, изображается в центре композиции, по сторонам от него - пророки, у подножия горы - павшие ниц апостолы.

Одним из древнейших образов Преображения является мозаика апсиды церкви св. Аполлинария (Сан Аполлинаре ин Классе) в Риме (середина VI в.). По определению В. Н. Лазарева, Преображение представлено здесь в «абстрактной редакции»[1] - фигура Христа в центре заменена изображением огромного четырехконечного креста в медальоне, над ним - десница Господа. По сторонам на облаках - полуфигуры Моисея и Илии, а ниже, посреди деревьев, изображены три агнца, по всей видимости, символизирующие трех учеников Спасителя. Подобный вариант иконографии характерен для раннехристианского искусства, изобилующего символами, однако, он не находит дальнейшего распространения.



Преображение. Мозаика. Конха апсиды базилики монастыря св. Екатерины на Синае

Другой пример иконографии демонстрирует знаменитый памятник той же эпохи - мозаики монастыря св. Екатерины на Синае. Сцена Преображения выбрана для декорации конхи апсиды монастырской церкви не случайно. Гора Синай - место ветхозаветной теофании, явления Господа Моисею. В мозаике же представлено явление Господа во славе апостолам, то есть событие Нового Завета, при котором также присутствует пророк Моисей. Пророки и апостолы изображены здесь на золотом фоне, в белых одеждах. Стоящий в центре композиции благословляющий Спаситель окружен сиянием славы - из овальной голубой мандорлы исходят лучи света.

В дальнейшем иконографическая схема, подобная схеме синайской мозаики, будет лежать в основе всех образов Преображения в византийском и древнерусском искусстве.

Примерно с XII века она будет дополнена изображениями восходящих и нисходящих с горы апостолов во главе с Христом. Подобные детали повсеместно встречаются в памятниках XIII-XIV веков - росписях церкви Благовещения в Грачанице (1321) и церкви Богородицы Перивлепты в Мистре (третья четверть XIV в.).





Преображение. Икона. Мастер круга Феофана Грека. Начало XV в. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На храмовой иконе начала XV века из Преображенского собора Переславля-Залесского (ныне в Третьяковской галерее), приписываемой кисти Феофана Грека, в средней части иконы слева и справа изображены группы апостолов, следующих за Христом. В этом памятнике, как и в других произведениях, созданных после окончания богословских споров о природе Фаворского света[2], ощутимы особый динамизм и движение, пронизывающее всю композицию. Апостолы, ослепленные Божественным светом, изображены в резких ракурсах. Так, Иоанн и Иаков, закрывая лицо руками, представлены падающими. На новгородской иконе XVI века из собрания Государственного Эрмитажа все три апостола изображены в причудливых позах вниз головами. Под влиянием идей исихазма в иконографии Преображения происходит еще одно изменение - значительно усложняются формы мандорлы, окружающей Христа.

В более поздних памятниках появляется еще ряд иконографических деталей, делающих повествование о Преображение более подробным. Так, на некоторых иконах XVI-XVII веков по сторонам от Христа изображаются не только пророки Моисей и Илия, но и восстание Моисея из гроба и перенесение на гору Фавор на облаке Илии. Обоих ветхозаветных праведников сопровождают ангелы. По толкованию отцов Церкви, Илия, который не умер, но был во плоти взят Господом на небеса, представляет собою мир живых, тогда как Моисей представляет собою мир мертвых[3]. Одним из древнейших изображений «воскресающего» Моисея, основанным, вероятно, на недошедшем до наших дней тексте, является образ Моисея в белых погребальных пеленах из армянского рукописного Евангелия 1085 года[4]. В дальнейшем он изображается стоящим в прямоугольном гробе-саркофаге. Подобные примеры встречаются в греческой живописи XV-XVI веков, а также в русских иконах, например «Преображении» 1595 года из собрания Кирилло-Белозерского музея-заповедника, иконе второй половины XVII века из Угличского музея.



Преображение. Конец XVII в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Подробнейший извод Преображения использован в иконе из частного собрания К. В. Воронина[5]середины XVII века. Помимо сцен восхождения и спуска апостолов с горы и воскрешения Моисея, в центральной нижней части композиции расположены две редкие сцены. Под изображением Христа на вершине Фавора представлены стоящие и созерцающие чудо апостолы. Ниже они изображены еще раз, традиционно упавшими ниц, однако Спаситель стоит посреди учеников и поднимает их, согласно евангельскому тексту, говоря: «Встаньте и не бойтесь» (Мф. 17: 7). Аналогичный момент представлен и на иконе конца XVII века из собрания Русского музея (Санкт-Петербург): Христос поднимает апостола Петра за руку и касается спины апостола Иоанна.

Несколько слов необходимо сказать о значении сцены Преображение в составе храмовых росписей и особенностях ее местоположения в пространстве храмов.

Поскольку Преображение понималось как прообраз грядущих Христовых страстей, что нашло отражение и в святоотеческих толкованиях и в богослужебных текстах[6], этот сюжет в нарушение хронологического повествования являлся элементом страстного цикла. Так, в росписи церкви Спаса на Нередице (1199 г., Новгород Великий) Преображение представлено среди страстей, рядом со сценой «Вход в Иерусалим». В росписи церкви Рождества Богородицы Снетогорского монастыря (1313 г., Псков) Преображение расположено между «Входом в Иерусалим» и «Омовением ног»[7].

В русских иконостасах XVI-XVII веков Преображение становится обозначением страстного цикла, замещая его в праздничном ряду между  «Входом в Иерусалим» и «Распятием».
Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня. Павел Платонов

В этот день праздновался древний праздник "кущей" или "возведения шалашей", которые строили перед приближающейся осенью. Иисус Христос взошел вместе со своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на "гору высокую", чтобы помолиться. И вдруг "просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет". Рядом с Христом явились два ветхозаветных пророка Моисей и Илия. Взволнованный Петр предложил сделать для них три кущи.



Символические три кущи
в греческом православном монастыре на горе Фавор
А из светлого облака, осенившего их, раздался голос Бога-Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте". После этого облако рассеялось и ученики увидели Христа одного и в прежнем виде. Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Праздник Преображения на горе Фавор имеет давнюю историю и глубокий смысл.


Греческая икона Преображения Господня
Святая гора Фавор - место славного Преображения Господня
Твоя суть небеса, и Твоя есть земля.
Вселенную и исполнение ея Ты основал eси.
Север и море Ты создал eси:
Фавор и Ермон.
Твоя мышца с силою
да укрепится рука Твоя, и вознесется десница Твоя.
Блажени людие ведущии воскликновение
Господи, во свете лица Твоего пойдут,
И о имени Твоем возрадуются.
(Псалтирь 88, 12-17)
   Святая гора Фавор имела глубочайшее значение в библейской истории. Во времена Ветхого Завета она служила границей между наделами колен Завулона на западе, Иссахара на юго-востоке и Неффалима на севере.
   Величественная высотой 588 метров, одиноко стоящая посреди Издрелонской долины гора, находящаяся на пересечении торговых путей и занимающая важное стратегическое место всегда привлекала внимание жителей Святой Земли и приходящих сюда различных завоевателей.


Святая гора Фавор

Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. Книга Судей повествует о пророчице Деворе, стоявшей во главе израильтян: "пророчица, жена Лапидофова; она жила под Пальмою Девориною, … на горе Ефремовой; и приходили к ней [туда] сыны Израелевы на суд". (Суд. 4:4). Женщины начинают играть решающую роль в племенном объединении израильтян, начиная с периода сестры Моисея Мариам и до Саломеи Александры, возглавлявшей Хасмонейское царство в последние годы его расцвета[. Девора, вдохновленная Богом, борец за свободу, призвала к себе Варака - выдающегося военачальника из удела колена Неффалима и сказала ему: "Повелевает [тебе] Господь Бог Израилев: пойди, взойди на гору Фавор и возьми с собой десять тысяч человек из сынов Неффалимовых и сынов Завулоновых; а я приведу к тебе, к потоку Киссону, Сисару, военачальника Иавинова, и колесницы и  многолюдное [войско] его, и предам его в руки твои. (Суд. 4:6-7)
   Пророчество Деворы сбывается. Израильтяне во главе с Вараком и 10-ти тысячным войском разбивают наголову Сисару, стоявшего во главе войска ханаанского. Сисара был полководцем властителем города Хацор. Несмотря на численное превосходство ханаанцев, имеющих на вооружении 900 тяжелых колесниц, они проигрывают сражение израильтянам. Сам Сисара был убит Иалией - женой Хевера Кенеянина, в чьем шатре пытался скрыться. Согласно Библии, Хевер Кенеянин был вождем родственного израильтянам кочевого племени.
   На сегодняшний память пророчицы Деворы сохранилась в названии бедуинского села, расположенного у подножья горы Фавор. Село имеет название Дебурия в память о библейской битве и ее вдохновительнице.


Современное бедуинское селение Дебурия у подножья горы Фавор
   Гора Фавор связана  с  еще одной битвой израильтян, только уже с римлянами. Войско Александра - сына Аристобула терпит у горы Фавор тяжелое поражение римлянам в 53 году до н.э. при императоре Помпее. В этом сражении погибает более 10 тысяч иудеев.  У древнего историка Иосифа Флавия гора  Фавор называется Итавирион.


Иосиф Флавий
Фото скульптуры с сайта "Мой Израиль"
   При Иосифе Флавии - командующем северным округом армии иудейских повстанцев в 67 году н.э.- часть из них закрепляется в  гарнизоне на горе Фавор, держа там оборону до полного истощения запасов продовольствия и воды. Флавий в своей знаменитой книге "Иудейская война" так описывает это событие:
   "Веспасиан меж тем, как побочное дело, предпринял поход против гарнизона на горе Итавирион, лежащей посредине между Болыпой равниной и Скифополисом. Она (Гора Фавор прим. П.Платонов) подымается на высоту 30 стадий и едва досягаема с северной стороны; на ее вершине расстилается равнина на 26 стадий, вся занятая укреплениями. Объемистую обводную стену Иосиф построил в 40 дней, в течение которых ему все необходимое, а также вода доставлялись снизу, так как наверху нет иной воды, кроме дождевой. Так как здесь сосредоточилась огромная толпа иудеев, то Веспасиан послал против них Плацида с 600 всадниками. Подняться на гору ему было невозможно. Ввиду этого он манил их к себе вниз обещанием мира и прощения. Они действительно пришли, но с тем, чтобы и ему подставить ловушку. Плацид только потому и завязал с ними мирные переговоры, чтобы завладеть ими в открытом поле, а они делали вид, что предаются добровольно - тоже с целью неожиданно напасть на него. Победила, однако, хитрость Плацида. Как только иудеи пустили в дело оружие, он для вида обратился в бегство и увлек за собой преследующих далеко в поле; здесь же он обратил на них всадников, большую часть уничтожил, а остальной массе отрезал путь на гору. Они покинули Итавирион и бежали в Иерусалим. Собственно же население горы, страдавшее уже от недостатка воды, передало себя вместе с горой в руки Плацида".
  Остатки стены этого гарнизона, возведенной Иосифом Флавием с юго-восточной стороны горы Фавор, сохранились до наших дней.


Руины древних построек на горе Фавор
   В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в евангелии упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на горе Фавор не существует. Есть упоминание в евангелии от Матфея и Марка о "горе высокой".

«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет. И вот, явились им Моисей Илия, с ним беседующие. При сем Петр сказал Иисусу: Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь сделаем здесь три кущи: Тебу одну, и Моисею одну, и одну Илии». (От Мф. 17, 1-5)
   Евангелист Лука  упоминает только о "горе".
   Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. При ней на Фаворе строится величественная базилика на месте Преображения и другой трехпрестольный храм на месте, где спали во время Преображения святые апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Базилика Преображения стояла на самой высокой точке горы, второй храм несколько ниже, на близком расстоянии от базилики.
   В V веке Антонин мученик в своем сочинении «De locis sanctis» упоминает от трех церквях (tres ecclesiae)на горе Фавор в память того обстоятельства, что апостол Петр во время Преображения предлагал Спасителю построить три кущи: одну Ему, одну Моисею и одну Илии.
   В VI в. на пятом Вселенском Соборе было решено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже при нашествии мусульман.
   Паломник Аркульф в своем сообщении биографу в VII веке также сообщает об увиденных им трех церквях на горе Фавор, упоминая  о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов.
   Около 720 года Беда Достопочтенный повторяет Аркульфа и упоминает о "большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной".
   Вильбальд (723-726 г.) указывает, в честь кого созданы были эти три церкви: в честь Спасителя, Моисея и Илии.
   В IX веке к вершине Фавора поднималась длинная лестница в 4340 ступеней. Паломники восходили по ней пешком.
   В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей, (как и всех на Святой Земле), стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих "Хождениях на Святую Землю" русский паломник XII века игумен Даниил. Тогда еще не было сильных различий между православными и католиками. Это подтверждает игумен Даниил, описывая радушную встречу его и спутников с католическими монахами.


Игумен Даниил на приеме у корроля Балдуина
Фото с сайта "Институт русской цивилизации"
   "И есть же на самом версе горы тоя (Фавора)  место  высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена,  мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подали того места есть создана церкви на север лиц от Преображения[22]. Место же то святого Преображения отделано есть около градом   каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский.... И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место  то святое с любовию  и  радостию великою и  вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом  из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей".
   Участник первого крестового похода (1096-1099 гг.) рыцарь Танкред воздвиг на Фаворе новый храм, причем для строительства использовались основания прежних древних сооружений Паломник Зевульф посетивший Святую Землю вскоре после первого крестового похода, в своем "Путешествии Зевульфа в Святую Землю 1102-1103 гг." также, как и игумен Даниил, описывает на Фаворе три церкви, посвященные празднику Преображении и святым пророкам Моисею и Илии.
   "Приблизительно на четыре миллиария к востоку от Назарета находится гора Фаворская, войдя на которую Господь преобразился в глазах Петра, Иоанна и Иакова; она покрыта густою травою и цветами и настолько возвышается на совершенно гладкой и зеленой равнине, Галилейской, что значительно превосходит высотою все, соседние горы. Три монастыря, построенные на ее вершине в древние времена, стоят до сих пор: один во имя Господа Нашего Иисуса Христа, другой во имя Моисея, третий же несколько поодаль во имя Илии, согласно со словами Петра: "Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну Тебе, одну Моисею и одну Илии"".
   В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом из Крита и современник византийского императора Мануила Комнина (1143-1180) оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян.
   "Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря (μσναι δυο) в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями (άλλογωσσψ υμνψ), и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов (λατιων μοναστων), а на правой стороне наши назореи освящаемые (οι χαθ ημαζ ναξηαιοι) освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых" .
   Греческий паломник точно сообщает, что место Преображения находится в руках католических монахов, поскольку, как и в случае игумена Даниила, разделения между православием и католицизмом тогда еще не было в полной мере.
   Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке  греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов. В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде. В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груди камней и мусора. Анонимный греческий паломник 1253-54 года, говоря о Фаворской горе, замечает, что "на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет". О каких либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах  он хранит полное молчание.
   С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.

В 1729 году святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорович Барский.


Монах и путешественник
Василий Григорович Барский
"Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суше, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат "
читать далее

праздник, архитектура, христианство, искусство, фрески

Previous post Next post
Up