Взято из комментов в теме
"Битва за Новгород»; Ересь жидовствующих проникла в Вел.Новгород вместе с посольством литовских князей, в составе которого находился книжник Схария и два других жида, которые окучили добрую половину местного истеблишмента, вместе с главными попами. Архиепископ Геннадий Новгородский пытался остановить распространение заразы, но натолкнулся на противодействие Москвы. Причина в том, что посольский дьяк Федор Курицын (1) (прототип Суркова), ближайший помощник Иоанна III, сам был вовлечен в ересь и покровительствовал еретикам, отклоняя от них все наветы. Угроза была также в вовлечении в ересь самого самодержца и в модернизации православия (по Гельману). Основным разоблачителем ереси стал Иосиф игумен Волоцкого монастыря, который выступил со своими разоблачениями еретиков в форме посланий, дошедшие до нас в «Просветителе». Продолжалась эта борьба несколько десятилетий и закончилась аутодафе главных еретиков в деревянных клетках на Москве-реке. Футуристический сюжет выглядел бы так: адепты Аум Сёнрикё, через своего гуру посвящают в свое учение правителя Руси, внедряя свои идеи через коррумпированных священников, проводят Реформацию церкви и создают из народа-богоносца уродца с сектантским мышлением, то что, кстати, пытаются осуществить и сегодня.
Примечание:
1. Федору Курицыну приписывается авторство
"Сказания о Дракуле-Воеводе »