ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ВИЗАНТИИ: МОЗАИКИ ЦЕРКВИ ХОРА В СТАМБУЛЕ

Dec 30, 2013 10:51

Оригинал взят у marinagra в ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ВИЗАНТИИ: МОЗАИКИ ЦЕРКВИ ХОРА В СТАМБУЛЕ
Оригинал взят у marinagra в ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ВИЗАНТИИ: МОЗАИКИ ЦЕРКВИ ХОРА В СТАМБУЛЕ
Мы уже побывали в Византии времен императора Юстиниана:
в столице империи КОНСТАНТИНОПОЛE и в византийской провинции
РАВЕННЕ .  Приглашаю вас в Византию эпохи Палеологов, чтобы
полюбоваться мозаиками церкви Хора.

Дни Византии в ЖЖ:
archigenova предлагает прекрасную коллекцию византийской  музыки
http://archigenova.livejournal.com/29498.html
О том, что писали о Константинополе в Древней Руси, можно прочесть у ekolovrat
http://ekolovrat.livejournal.com/8188.html





Внешней нартекс церкви Хора

Роковой "последний день" был не только у Помпеи. "Последним днем" стал для Византии день 29 мая 1453 года, когда турки-османы захватили Константинополь, и тысячелетняя Византийская империя перестала существовать. Этот полный ужаса последний день Византия пережила 560 лет назад.







Церковь Хора в Стамбуле

"Кто расскажет о плаче и криках детей, о вопле и слезах матерей, о рыданиях отцов - кто расскажет?" - вопрошал византийский историк Михаил Дука. Он же сам и рассказал в капитальной "Византийской истории". Даже в свой последний день Византия осталась верна себе: захват и разграбление Константинополя запечатлены в труде Михаила Дуки и в "Больших хрониках" Георгия Франдзи так же подробно, как свидетельства прежних лет. Благодаря этим сочинениям, мы видим страшные картины разорения Константинополя словно наяву. Три дня бесчинствовали завоеватели в городе: убивали, брали в плен, крушили здания, грабили дворцы и храмы, жгли бесценные рукописи, сбивали мозаики.


Фрагмент внешнего нартекса



Свод  внешнего нартекса



Рождество. Мозаика  внешнего нартекса

На третий день после захвата Константинополя Мехмед Второй вступил в город, и он стал Стамбулом - столицей османского государства. Уцелевшие христианские храмы, в том числе и собор АЙЯ-СОФИЯ , завоеватели превратили в мечети. Среди стамбульских мечетей была и Кахрие Джами - бывшая церковь Хора, построенная в 11 веке. Хора - буквально означает "в полях", "за городом". Монастырь, к которому принадлежала церковь, первоначально находился вне городских стен, полное название храма - Церковь Христа Спасителя в Полях
(ἡ Ἐκκλησία του Ἅγιου Σωτῆρος ἐν τῃ Χώρᾳ).



Внутренний нартекс церкви Хора



Своды внутреннего нартекса. Мозаика "История детства Марии".

Монастырь был расположен близ западной стены Константинополя, в самом слабом месте византийской обороны, на него пришелся мощный удар турецкого воинства, однако каким-то чудом в церкви Хора сохранились в изобилии мозаики, созданные в 1316-21 годах. Их не уничтожили при захвате Константинополя, не сбили и позднее. Почему некоторые уцелевшие в церквях мозаики были не сбиты, а замазаны штукатуркой? Возможно, для турок это было самое простое и наименее трудоемкое решение, спасительное для немногих сохранившихся фрагментов византийского искусства - их словно законсервировали. Есть версия, что мозаики церкви Хора были закрыты не сразу, это подтверждает и название существовавшей в ее стенах мечети: Кахрие Джами - мозаичная мечеть.





Южный купол внутреннего нартекса

Когда в 1948 году церковь Хора открылась как музей Карие (Kariye Müzesi), мозаики, освобожденные от слоя штукатурки, предстали в своей почти первозданной сохранности - трудно поверить, что им почти 700 лет. И еще труднее поверить, глядя на эти совершенные произведения, что они созданы в эпоху экономического, политического, социального упадка Византии, когда она доживала последние из отпущенных ей десяти веков. Это был прощальный взлет византийской культуры, названный, по имени правящей династии Палеологов, "палеологовским ренессансом".



Библейские праотцы. Фрагмент южного купола внутреннего нартекса



Мозаика южного купола внутреннего нартекса



Мозаика  северного купола  внутреннего нартекса

Ученые, наверное, никогда не перестанут спорить о природе палеологовского ренессанса и о том, можно ли вообще употреблять по отношению к эпохе Палеологов это слово - ренессанс, возрождение. С одной стороны - чем не возрождение? Возродилась Византия, захваченная и разграбленная в 1204 году крестоносцами. В августе 1261 г. Михаилу VIII Палеологу удалось изгнать крестоносцев из Константинополя и восстановить в древней столице византийскую государственность. Правда, от обширной империи остался только Константинополь с окрестностями, но когда император с торжеством вступил в город через Золотые ворота, по свидетельству Георгия Акрополита, «весь народ ромейский пребывал в великом ликовании, веселии и радости несказанной». Возможно, эта "радость несказанная" и положила начало новому расцвету византийского искусства, и в том числе - искусства мозаики.



Мозаика внешнего нартекса. "Умножение хлебов".


Мозаика внешнего нартекса "Брак в Канне Галилейской. Превращение воды в в вино".

Византийское искусство XIV века имеет право назваться ренессансом, возрождением и в изначальном смысле - это возрождение античной классики, обращение к наследию эллинов и римлян. Не в первый раз на протяжении своей многовековой истории византийцы провозглашали себя преемниками античности, но в эпоху Палеологов возрождение античности приобрело не только эстетический, но и политический смысл - это было, хотя и иллюзорное, воскрешение былой славы и могущества Византийской империи. Обращение к античности, к своим древним корням, питало патриотизм византийцев, поддерживало их дух.





И в то же время, это был безрадостный расцвет, подобный цветению позднего, неурочного и потому особенно прекрасного осеннего цветка. Чуткие и утонченные византийцы эпохи Палеологов понимали, что у их культуры, у их державы нет будущего. Это подчёркивает в своей фундаментальной "Истории византийской живописи" академик В.Н. Лазарев: "Доминирующее настроение - это настроение осеннего увядания. Недаром Георгий Пахимер, наиболее яркий историк Палеологовской эпохи, приступая к своему труду, пишет, «что в дальнейшем приходится ожидать еще худшего», «не только осень не украшается цветами, но и дух совсем не участвует в жизненном движении»".



Мария и Иосиф перед писцами царя Ирода. Мозаика внешнего нартекса.



Сон Иосифа и бегство в Египет. Мозаика внешнего нартекса

Продолжу цитировать книгу В.Н. Лазарева: "Византия XIV века - блестящий, но уже надломленный государственный организм. Осаждаемая со всех сторон врагами, теряя одну территорию за другой, будучи при этом раздираема внутренними политическими и религиозными распрями, Византия делает последние отчаянные попытки отстоять свою независимость. Однако железное кольцо турок сжимается все сильнее, и в 1453 году, со взятием Константинополя, наступает ее смертный час. И когда восстанавливаешь историю ее духовной жизни на протяжении последних ста пятидесяти лет ее существования, то невольно поражаешься, как она еще могла проявить в столь тяжелых условиях активность в области мысли и искусства. Но как ни интересно византийское искусство XIV века, это все же не начало нового, а конец, завершение старого".



Мозаичная икона "Успение" в наосе (центральном помещении храма)



Мозаика "Введение Марии во храм"

Искусство Палеологовской эпохи - камерное, а не монументальное, лирическое, а не эпическое. Мозаики этого времени живут не в просторных храмах, а в узких невысоких галереях-нартексах, которые пристраивались к уже существующим церквям - на то, чтобы строить новые храмы в Константинополе не хватало средств.



Пантократор. Мозаика внешнего нартекса

Мозаики  ковром заполняют стены, своды и купола внешнего и внутреннего нартексов, примыкающих к церкви с запада, их можно рассмотреть совсем близко. Слово "нартекс" происходит от греческого «ларчик», «шкатулка» - и действительно, находясь в заполненном мозаиками нартексе церкви Хора , мы словно видим внутренние стенки драгоценной шкатулки.  Подобно сверкающим ювелирным украшениям, мозаики изысканны и отточены в каждой линии.





Мария с младенцем. Мозаика внешнего нартекса.

Мозаики церкви Хора повествовательны, словно книжные иллюстрации: они полны живых деталей, подробностей, порой близки к жанровым сценкам. Сюжеты мозаик уникальны: это два цикла, иллюстрирующие жизнь Марии, детство Иисуса и сцены чудес, при этом во многих сценах явно были использованы не только канонические Евангелия, но и апокрифические источники - тайные Евангелия, не признанные официальной церковью.





Феодор Метохит преподносит Иисусу модель церкви Хора.
Мозаика внешнего нартекса

Мы ничего не знаем о мастерах, выложивших мозаики, но о вдохновителе и ктиторе (в наши дни сказали бы спонсоре) создания мозаик известно многое. В.Н. Лазарев пишет, что на мозаиках церкви Хора "лежит печать изысканного вкуса их заказчика, великого логофета Феодора Метохита (1270-1332), являвшегося одним из культурнейших и образованнейших византийцев XIV века".





Фрагменты мозаик внешнего нартекса

Феодора Метохита можно сравнить с гуманистами Ренессанса - это был писатель, поэт, ученый, тонкий знаток античной литературы и философии, человек широчайших интересов (он занимался, в том числе, и астрономией). Будучи близким другом императора Андроника II Палеолога, он занимал высокую должность великого логофета (придворного советника и казначея). Метохит покровительствовал монастырю, и в 1316-1321 годах по его заказу в церкви Хора были созданы мозаики. Последние годы своей жизни Феодор Метохит, впавший в немилость у нового императора Андроника III Палеолога, провёл в монастыре Хора простым монахом.



Апостол Павел. Мозаика  внешннего нартекса



Святой Георгий. Мозаика  внешннего нартекса



В своих сочинениях Феодор Метохит поэтически описывал убранство церкви Хора - «прекрасные притворы храма, прелестные своей красотой», «сверкающие внизу и вокруг, хорошо пригнанные друг к другу куски полированного мрамора», «сияющие неописуемой красотой блестящие камешки вверху».



Пареклесий (южный придел) церкви Хора - усыпальница с нишами для саркофагов,
расписан фресками на тему Страшного Суда.
Сошествие во ад. Фреска в апсиде южного придела.



Фреска в куполе южного придела церкви Хора



Фреска в апсиде южного придела церкви Хора

Феодор Метохит более всего ценил в искусстве "χάρις". Это греческое слово часто встречается в евангельских текстах и доставляет немало хлопот переводчиком - оно очень многозначно: «благодать», «милость», «благодарность», «благосклонность". Мастера, создавшие мозаики в церкви Хора, выполнили желание заказчика: эти мозаики, прощальный свет Византии, действительно излучают "благодать", как это свойственно высокому искусству всех времен и народов.



Послушать византийскую музыку  у archigenova http://archigenova.livejournal.com/29498.html

Византия, архитектура, православие, Церковь, искусство, фрески

Previous post Next post
Up