Оригинал взят у
antoinв
Город в аренду
Есть много способов добраться из аэропорта «Марко Поло» до Венеции, но вы совершите ошибку, если не выберете водный путь. Особенно если в день прилёта небо щедро на дождь и ветер, а лагуна неспокойна. Чем хуже погода - тем лучше.
Прогресс избавил нас не только от многих трудностей путешествия, но и от удовольствия их испытывать. Прогулки по аэропорту и оковы кресла самолёта - дурная замена тому чувству предвкушения, которое испытывали пилигримы прежних времён, приближаясь к пункту назначения после многих недель дороги, событиями небогатой. Нет, специально задавшись такой целью, можно имитировать прошлое, но это само по себе современно, ведь в стремлении к последним новинкам техники больше духа людей прошлых веков, чем в сознательном погружении в мир отживших вещей. А вот водный транспорт - это не реконструкция, а естественный этап, чем и приятен. Рейсовый катер от аэропорта идёт больше часа - в неспешности его особое преимущество. Можно успеть прослушать весь альбом Стинга о последнем корабле. Вскоре вы различите среди хмури плоскую массу домов и силуэты колоколен, но затем ещё будет достаточно времени для нетерпения, для скуки и для узнавания тех самых очертаний, которые так любили картографы Ренессанса. Помните гравюры с «видом сбоку»? Осталось не так много городов, которые с этого ракурса похожи на свой профиль образца шестнадцатого века.
Впрочем, самая известная карта Венеции - это
вид с высоты птичьего полёта, сделанный Джакопо де Барбари в 1500 году. Тонкая, полная деталей работа, которая при этом имела более символическое значение, чем утилитарную цель. Но и с этого ракурса современный город выглядит почти так же, сохранив гармонию горизонталей и вертикалей, форм и цветов, баланса латинских и греческих элементов. Это всё то же искусственное совершенство, которое поражало английских путешественников сходством с декорациями, изображающими Венецию в лондонских театрах. Разве что, нынче уже не увидеть на фасадах фресок, которые так любили богатейшие дома. Можно лишь вспоминать, как Филипп де Коммин в 1495 году окрестил Венецию «нарисованным городом». У патрициев Светлейшей Республики не было нужды возводить дома как крепости, защищённые от нападения соперников. Потребность у венецианцев была лишь в демонстрации богатства и статуса своей семьи, и послание об этом было единственным, что сообщал фасад их дома случайному прохожему.
Когда вы ступите наконец на берег и потащите чемодан через влажную пьяцетту Сан-Марко, у вас будет чувство, что вы всего лишь переместились с одной палубы на другую. Сразу вспомнятся все картины с видами города, ведь внешне всё вокруг точно такое же, как вам знаком с детства. Чем серее погода - тем ярче оранжевые пятна бокалов спритца. Ещё немного - и восторг пройдёт, а вы затормозите в узких улочках среди несносных туристов. Тут уж главное не впадать в банальные размышления о том, что вы оказались не в настоящем городе, а в аттракционе. История даст вам необходимую перспективу, позволяющую избегать излишней бури чувств.
Уже к концу XV века миланский священник Пьетро Казола жаловался, что это город «о котором столько было сказано и написано… что мне, кажется, уже нечего добавить». Уже в XVІ веке путешественники сетовали на то, что город обветшал и умирает. Сегодня мы разве что ещё и говорим о том, что по текущей тенденции в 2030 году Венецию оставит её последний житель. Чем больше истинной власти на морях теряла Республика - тем усерднее реставрировали её лицо. За века с момента захвата Венеции Наполеоном многие здания были сильно изменены. Помимо ремонта целью было возрождение внешнего величия, давно потерянного внутри. В итоге, краски сделаны ярче, чем были изначально, мрамор подобран однородным (трофейные колонны ценили за напоминание о попранных врагах, а не за сочетание друг с другом), линии выпрямлены, украшениям и орнаментам придана законченность и симметричность, которых никогда не было во время роста и развития.
Несовершенство было неотъемлемым признаком периода расцвета. Привычным делом было вложить все деньги в фасад, оставив остальные стены обшарпанными, а внутренние помещения недостойными приёма гостей. Случайное или намеренное разрушение зданий и строительство новых на их месте было свойственно Венеции богатой и могущественной, но оказалось святотатством в Венеции законсервированной. Сегодня мы видим не остов мёртвого города, а наоборот более целостную, идеализированную Венецию. Город фантазий, снов и картин. Вместо торговли корицей, гвоздикой и мускатным орехом венецианцы переключились на торговлю собственным городом (а точнее, сдачу его в аренду), что есть прекрасный образец адаптации к изменившемуся миру. Сам карнавал вовсе не потерял лицо, а наоборот принял пышную форму и приобрёл известность именно в период сборки для иностранцев «мифа о Венеции» вместо утерянных хищных галер. Но и такому городу уже столько лет, что он перестал быть музеем. Уже много веков назад это было место для воспоминаний и тоски по прошлому, святыней и конечным пунктом путешествия тех пилигримов, чьей религией было искусство и история. А алчные держатели гостиниц появились тут и ещё раньше - когда давали ночлег тем, кто направлялся в Святую Землю. Что лучше - повсеместные камеры видеонаблюдения или «пасти львов», ждущие доносов для Совета Десяти? Так что, туристическая Венеция - это и есть настоящий город, собранный подобно льву и святому на колоннах пьяцетты из кусков, взятых из разных мест и времён. А будете ли вы ставить галочки в листе того, что "надо увидеть" или направитесь к своему личному месту силы - это уже ваше дело.