Sep 15, 2023 20:37
👌 ☢️Славой Жижек:
В своей последней книге «Война, которая не должна произойти» философ Жан-Пьер Дюпюи обрисовывает альтернативу любому детерминистскому взгляду на историю, которая в то же время включает в себя логику, которая придает историческому детерминизму его привлекательность. Для Дюпюи то, что показывает нам любое телеологическое описание истории, является лишь одним из «наложенных» определений нашего будущего, которое, если оно произойдет, ретроспективно окажется необходимым. По мнению Дюпюи, мы сталкиваемся не с двумя возможностями (скажем, ядерного уничтожения или его предотвращения), а с двумя наложившимися друг на друга необходимостями. В нашем затруднительном положении необходимо, чтобы произошла глобальная катастрофа - вся наша история движется к ней - и также необходимо, чтобы мы действовали, чтобы предотвратить эту катастрофу.
При коллапсе этих двух наложившихся друг на друга необходимостей только одна из них осуществится, так что в любом случае наша история окажется предопределенной задним числом: не существует альтернативных возможных вариантов будущего, поскольку будущее определено всегда-уже. Вместо исключающей дизъюнкции происходит сверхсовпадение различных состояний. И эскалация до крайности, и ее отсутствие являются частью фиксированного будущего: именно потому, что в нем фигурирует первое, у сдерживания есть шанс сработать; именно потому, что в нем фигурирует последнее, противники не обязаны уничтожать друг друга. Только будущее, когда это произойдет, покажет, что случится на самом деле.
Наш конечный горизонт в упомянутой книге - это то, что Дюпюи называет антиутопической «фиксированной точкой» ядерной войны - или экологического кризиса, экономического кризиса или социального коллапса. Даже если это будет отложено на неопределенный срок, эта нулевая точка является виртуальным «аттрактором», к которому стремится наша реальность, предоставленная самой себе. Способ борьбы с будущей катастрофой заключается в действиях, которые прерывают наше движение к этой фиксированной точке. Таким образом, единственный этико-политический императив является негативным: множественность сегодняшних кризисов ясно дает понять, что все не может продолжаться так, как сейчас.