Я тут подумал, мой интерес к автостопу был взращен на западных, американских книгах и фильмах. «В диких условиях», книги Джека Керуака и его безумные автобиографичные романами, все книги бит-поколения американских писателей, с них начиналось мое знакомство с автостоп культурой. В основном это книги про 40-60-е годы двадцатого века. И я подумал, а как обстояли дела с автостопом СССР? Было бы интересно узнать об истории автостопа в своей стране и региона, а не за морями и океанами.
Пришлось изрядно покопаться в интернете, аналогов вышеперечисленных книг в советской литературе нет, но мне удалось найти кое-что интересное. Оказывается, не одного меня так захватили истории про американский автостоп 50-х годов, вернувшись из Штатов Хрущев начал внедрять в СССР не только известную всем нам кукурузу, но и всеобщую автомобилизацию, а вместе с ней и автостоп.
Внедрять не то слово, автостоп в Союзе был не только разрешен, но поощрялся, и на какой-то стадии даже стал спортивной дисциплиной. Так, например, в начале 60-х годов на трассе Москва-Ялта проводился официальный чемпионат по автостопу.
Значки с символикой автостопа, СССР
Но бесконтрольно слоняться по стране, как это было в США, дело недопустимое для советского человека. Предполагалось, что автостоп позволит тысячам людей интересно провести свой отпуск, каникулы и выходные при этом потратив минимальные средства. И специально для контроля этого процесса была разработана целая система.
Чтобы ездить автостопом легально, нужно было зарегистрироваться в местной туристической организации. После чего стопщик получал книжку с талонами «Автостопа». Такой талон служил документом, который разрешал подвозить попутчика, он заполнялся данными туриста, маршрутом следования, номером и маркой машины, и оставался у водителя. Интересно, что для водителей это было тоже выгодно, для них устраивались специальные лотереи с ценными призами, а билетами этой лотереи были как раз те самые талоны «Автостопа».
Вот небольшой отрывок из журнала «Крестьянка» за 1967 год:
«Все водители, останавливавшие свою машину по предъявлению пешеходами талонов «Автостопа», стали участниками специальной лотереи. Многим из них повезло: ленинградский шофер Д. Куркик например, выиграл радиолу «Урал». «Рекордсмены» перевозки туристов по талонам «Автостопа» - ленинградец Н. Немашев и гатчинский шофер И, Василенко - стали обладателями музыкальных инструментов; Ю. Мешкело из Таллина и москвич Е. Ере-кинсиий - фотоаппаратов.
Почин ленинградцев подхвачен туристскими клубами Приморского края, Свердловской и других областей.
В нынешнем туристском сезоне выпущено в обращение 30 тысяч красных книжен «Автостоп» с талонами на 300 и 500 километров...
Большая армия советских туристов сможет совершить путешествие по любому маршруту, отдохнуть и укрепить свое здоровье благодаря абонементам «Автостопа».
А. Киниченко, город Ленинград»
Так что вот оно как, оказывается, в СССР автостоп не только существовал, но и процветал, жаль эта тенденция не сохранилась до наших дней, думаю, тогда бы мне не пришлось по два часа стоять где-то на трассе, а у кого-нибудь из вас появился бы новенький телевизор.
Еще немного исторических артефактов.
Отсканированная статья «Автостоп получает союзные права» из газеты «Макеевский рабочий» от 10 апреля 1965 г.
Книжка талонов Автостопа образца 1966 года.
Тот самый талон "Автостопа"