ЛЕНИН И СТАЛИН О РЕЛИГИИ
"Правда", 20.03.1940
Выполнение важнейшей политической задачи в нашей стране - коммунистическое воспитание трудящихся и преодоление пережитков капитализма в сознании людей - предполагает идейную борьбу с религией, ибо религия является одним из самых вредных и живучих пережитков капитализма. Развитие коммунистической сознательности масс предполагает полное преодоление религии, полное освобождение людей от религиозных предрассудков.
Ленин и Сталин-основатели и вожди большевизма,- возглавившие революционную борьбу международного пролетариата против империализма, подвергли уничтожающей критике идеологию загнивающего капитализма во всех ее проявлениях. Отстаивая и развивая дальше революционную теорию Маркса, Ленин и Сталин всегда вели ожесточенную борьбу против идеализма, мистики и мракобесия, против религии и церкви.
Ленин разъяснял, что религия в капиталистическом общество есть один из видов духовного угнетения народных масс, задавленных вечной работой на других, нуждой и одиночеством, что религия - род духовной сивухи. Она затемняет сознание людей, опьяняет надеждой на лучшую, загробную жизнь, учит массы смирению и покорности, освящает рабство и угнетение. Все современные религии и церкви, всяческие религиозные организации есть не что иное, как органы буржуазной реакции.
Паразитические, эксплоататорские классы всегда ревностно поддерживали религию и насаждали религиозные организации. Религия и церковь всегда находились под особой защитой государства, основанного на частной собственности. Служители культа всюду примыкали к верхушечным слоям населения, образуя обычно привилегированные касты. В царской России православная церковь была государственной церковью - верной полицейской служанкой самодержавия. Трудящиеся же находились в крепостной зависимости от церкви, которая владела громадными богатствами, нещадно эксплоатировала трудящиеся массы и, кроме того, получала огромные суммы из государственной казны. В 1905 году только в Европейской России церковь имела 2,7 миллиона десятин земли.
Ленин и Сталин научно доказали, что все религии и религиозные организации в корне враждебны интересам трудящихся масс. Русские попы, по выражению Ленина, были крепостниками в рясах. «Отцы церковные» ревностно заботились об укреплении власти помещиков и капиталистов, отстаивали интересы эксплоататоров и активно помогали царизму душить революционное движение рабочих и крестьян.
Но почему же религия держится в сознании народных масс, почему люди верят в бога, если эта вера выгодна только эксплоататорам?
Буржуазные атеисты считали, что сила религий - в невежестве масс и в поповском надувательстве.
Конечно, поповский обман всегда был одним из средств укрепления религии, а невежество и темнота представляли благоприятную почву для религиозного мракобесия. Однако только этими причинами нельзя объяснить существование религии на протяжении тысячелетий.
Ленин и Сталин показали, что религия, как и иные проявления идеологии загнивающего капитализма, коренится в определенных условиях материальной жизни общества. Марксизм-ленинизм учит, что религия есть исторически преходящее явление, что существование ее не вечно. Возникнув еще в первобытном обществе, на почве бессилия дикарей в борьбе с природой, религия находит особенно благоприятную почву для своего развития в классовом обществе, построенном на эксплоатации. Народные массы в классовом обществе, задавленные нуждой, гнетом и произволом, прибегают к религии, потому что не видят реального выхода из своего бедственного положения. В религии, как в дурмане, ищут они забвения, призрачного «счастья», утешения. Развивая высказывания Маркса, Энгельса и Ленина о социальных корнях религии, товарищ Сталин подчеркивал, что основой религиозных предрассудков являются социальная придавленность, отчаяние и унижение угнетенных масс народа. В своей исторической речи, посвященной памяти Ленина, на траурном заседании II Всесоюзного съезда Советов товарищ Сталин говорил:
«Десятки и сотни раз пытались трудящиеся на протяжении веков сбросить с плеч угнетателей и стать господами своего положения. Но каждый раз, разбитые и опозоренные, вынуждены были они отступить, тая в душе обиду и унижение, злобу и отчаяние и устремляя взоры на неведомое небо, где они надеялись найти избавление».
В том факте, что религия существует тысячелетия, верующий видит иногда доказательство истинности и вечности религии. В действительности же религия существует тысячелетия потому, что в течение тысячелетий существовали объективные корни религиозного сознания, потому что в течение всего этого времени трудящиеся были задавлены гнетом эксплоатации - правящие классы держали народные массы в кабале, нищете, невежестве и темноте.
Только в успешной борьбе с эксплоататорами трудящиеся массы обретают сознание своей силы и уверенность в победе, отбрасывают прочь надежды на помощь несуществующего бога. Только с уничтожением классового общества трудящиеся массы освобождаются от экономического и духовного гнета эксллоататорских классов.
* * *
Позицию партии в вопросе о религии Ленин всесторонне разъяснил в 1905 году в статье «Социализм и религия»: «Мы требуем, чтобы религия была частным делом по отношению к государству, но мы никак не можем считать религию частным делом по отношению к нашей собственной партии» (том VIII. стр. 420).
Ленин указывал, что партия требует полного отделения церкви от государства. Государство не должно вмешиваться в религиозные дела, принуждать граждан к исповеданию того или иного вероучения.
Оппортунисты из II Интернационала, в том числе русские меньшевики, толковали лозунг - «религия есть частное дело» в таком смысле, будто религия является частным делом и по отношению к партии. Ленин и Сталин дали резкую отповедь этому оппортунистическому извращению марксизма, разъясняли, что партия не может быть нейтральна в отношении религии, что она не может безразлично относиться к религиозным предрассудкам, к темноте и невежеству. Программа партии, учил Ленин, построена на научном, материалистическом мировоззрении. Поэтому разъяснение нашей программы включает и разъяснение исторических и экономических корней религии. Поэтому наша пропаганда включает и пропаганду атеизма.
Разъясняя содержание лозунга свободы совести и свободы вероисповеданий, товарищ Сталин еще в 1913 году указывал, что партия защищает право всех граждан, всех наций исповедывать любую религию и вместе с тем борется против всех видов религии: «Социал-демократия, - писал он, - всегда будет протестовать против гонений на католицизм и протестантизм, она всегда будет защищать право наций исповедывать любую религию, но в то же время она, исходя из правильно понятых интересов пролетариата, будет агитировать и против католицизма, и против протестантизма, и против православия, с тем, чтобы доставить торжество социалистическому мировоззрению» (И. Сталин, «Марксизм и национально-колониальный вопрос», изд. 1934. стр. 39).
При поверхностном взгляде может показаться, что в этом положении содержится противоречие. В самом деле: как можно защищать право наций исповедывать любую религию и вместе с тем бороться против всякой религии? Но это только кажущееся противоречие, и непостижимо оно лишь для метафизически мыслящих людей. В действительности же здесь дано внутренне неразрывное сочетание, единство демократического требования свободы совести, требования ликвидации полицейского принуждения в делах веры и социалистической задачи полного преодоления религиозных предрассудков.
Буржуазные антиклерикалы и анархисты в том числе уверяют, будто полицейские гонения против тех или иных вероисповеданий содействуют разрушению религиозных предрассудков. Однако этим они лишь оправдывают подавление буржуазным государством свободы совести.
Марксисты же считают, что полицейская борьба против тех или иных вероисповеданий вовсе не способствует освобождению масс от гнета религии, а как раз наоборот. Например, полицейская борьба царизма против сектантов и иных неправославных вероисповеданий лишь разжигала религиозный фанатизм и отвлекала религиозными спорами и конфликтами трудящиеся массы от классовой борьбы.
* * *
Разрабатывая тактику борьбы с религией, Ленин шаг за шагом показывает, как политическая линия партии в вопросе о религии вытекает из философских основ марксизма. Материалистическое объяснение социальных корней религии приводит к выводу, что борьбу с религией вовсе нельзя ограничивать лишь абстрактно-идеологической проповедью.
Ленин учил, что борьбу с религией надо поставить в неразрывную связь с конкретной политикой революционной классовой борьбы, направленной к устранению социальных корней религиозности человека. Сочетание атеистической пропаганды с революционной, классовой, борьбой является образцом применения на практике марксовой диалектики.
Метафизически мыслящие головы и здесь усматривали непостижимое противоречие. Как это можно, рассуждали они, подчинять идейную пропаганду против религии классовой борьбе, то-есть борьбе за определенные экономические и политические цели?
Разоблачая несостоятельность этих рассуждений, Ленин писал:
«Подобное возражение принадлежит к числу ходячих возражений против марксизма, свидетельствующих о полном непонимании марксовой диалектики. Противоречие, смущающее тех, кто возражает подобным образом, есть живое противоречие живой жизни, т.-е. диалектическое, не словесное, не выдуманное противоречие. Отделять абсолютной, непереходимой гранью теоретическую пропаганду атеизма, т.-е. разрушение религиозных верований у известных слоев пролетариата, и успех, ход, условия классовой борьбы этих слоев - значит рассуждать недиалектически, превращать в абсолютную грань то, что есть подвижная, относительная грань, - значит насильственно разрывать то, что неразрывно связано в живой действительности» (том XIV, стр. 71-72).
Сознание людей определяется условиями их материальной жизни. Отрывать сознание людей от материальных условий их жизни значит становиться на идеалистическую точку зрения. Только идеалисты могут думать, что коренное изменение в сознании людей может произойти независимо от изменений в общественной жизни, независимо от классовой борьбы. Ленин считал буржуазным культурничеством взгляд, будто в капиталистическом обществе, при наличии эксплоатации, можно покончить с религией посредством голого просветительства.
Классовая борьба пролетариата направлена на уничтожение построенного на эксплоатации капиталистического общества и ведет, следовательно, к уничтожению социальных корней религии. Классовое объединение, сплочение пролетариата, просвещение его в ходе революционной борьбы расшатывает, подрывает веру в бога. Стало быть, классовая борьба пролетариата и борьба с религией составляет единый процесс.
Ленин разоблачил попытки буржуазных политиков и анархистов отвлечь трудящиеся массы антирелигиозной борьбой от классовой борьбы, подменить борьбу за социализм буржуазным антиклерикализмом. Выступая против позиций анархистов в вопросе о религии, Ленин указывал, что их крикливая «война» против религии - лишь на пользу попам и буржуазии.
Вместе с тем Ленин и Сталин беспощадно бичевали оппортунистический отказ II Интернационала и русских меньшевиков в том числе от борьбы с религией, а также заигрывание с религией, всякие попытки «богостроителей» соединять социализм с религией и т. д.
Ленин и Сталин показали, что защита революционной рабочей партией лозунг свободы совести вовсе не исключает, а как раз наоборот, предполагает систематическую борьбу с поповщиной, всемерное развертывание антирелигиозной пропаганды.
* * *
Великая Октябрьская социалистическая революция, победа социализма в СССР и связанные с этой победой огромные успехи в деле освобождения трудящихся масс от реакционного влияния религии блестяще подтвердили правильность позиции большевистской партии в вопросе о религии.
Октябрьская социалистическая революция ликвидировала вековое насилие полицейских чиновников и государственной церкви над совестью граждан. Декретом Совнаркома от 23 января 1918 года церковь была отделена от государства и школа - от церкви. Но большевистская партия в осуществление полной свободы совести не ограничилась лишь отделением церкви от государства, а поставила задачу полного преодоления религии и искоренения религиозных предрассудков.
Свержение власти помещиков и капиталистов освободило трудящиеся массы от политического и экономического гнета и тем самым расчистило почву для широкой пропаганды научного мировоззрения. Установление диктатуры пролетариата явилось той могучей базой, на основе которой развернулось массовое атеистическое движение. Создание республики Советов на деле показало угнетённым массам всего мира, что царство труда можно создать на земле, а не на небе, и создать усилиями самих трудящихся.
Ленин и Сталин неоднократно подчеркивали, что борьбу с религией надо вести умело, осторожно - пропагандой, просвещением, убеждая верующих.
В 1922 году в статье «О значении воинствующего материализма» Ленин писал о необходимости неутомимой атеистической пропаганды. Особое внимание в этой статье уделил он качеству антирелигиозной пропаганды, разнообразию и гибкости форм борьбы с религией, умению заинтересовать отсталые слои трудящихся сознательной критикой религии. В частности Ленин настоятельно советовал переводить и издавать для массового распространения боевую атеистическую литературу XVIII века. Огромное значение придавал Ленин разоблачению классовой сущности религии, ее связи с эксплоататорскими классами и предлагал широко использовать в целях антирелигиозной пропаганды материалы, вскрывающие отношение паразитических классов к религии и различные формы связи религии с капиталом.
Развернутое изложение позиции большевистской партии в вопросах борьбы с религией дал товарищ Сталин о 1927 году в беседе с первой американской рабочей делегацией. Решительно отвергнув все попытки связать коммунизм с религией, товарищ Сталин указал, что нет и не может быть в природе таких людей, которые придерживались бы религиозных взглядов и одновременно были бы хорошими коммунистами. Товарищ Сталин разъяснил далее, что не может быть такого положения, чтобы религия поддерживала науку, потому что всякая религия есть нечто противоположное науке. При свете науки религиозные предрассудки разлетаются, как дым.
Поэтому наша партия не может быть нейтральна в отношении религии, она ведет и будет продолжать вести научную антирелигиозную пропаганду. «... Проведя отделение церкви от государства и провозгласив свободу вероисповедания, - говорил товарищ Сталин, - мы вместе с тем сохранили за каждым гражданином право бороться путем убеждения, путем пропаганды и агитации против той или иной религии, против всякой религии» («Вопросы ленинизма», X изд., стр. 192).
В своих указаниях о постановке антирелигиозной пропаганды товарищ Сталин дает яркие образцы применения марксистского материализма, подчеркивает, что в борьбе с религией надо учитывать всю конкретную обстановку, все своеобразие условий жизни, все особенности психологии масс. Так, в отношении национальных окраин товарищ Сталин указывал на необходимость особенно осмотрительного и вдумчивого подхода к преодолению религиозных предрассудков.
Исключительный научный интерес представляют высказывания товарища Сталина об антирелигиозной пропаганде среди крестьянства в речи на совещании секретарей деревенских ячеек при ЦК РКП(б) октябре 1924 года. Подвергнув резкой критике отрыв антирелигиозной пропаганды от политики, неуменье правильно понять корни религиозных предрассудков крестьянина, неуменье правильно подойти к преодолению этих предрассудков, товарищ Сталин говорил:
«Иногда некоторые товарищи рассматривают крестьян, как философов-материалистов, полагая, что стоит прочесть лекцию по естествознанию, чтобы убедить мужика в несуществовании бога. Они не понимают часто, что мужик смотрит на бога по-хозяйски, т.-е. мужик иногда не прочь бы отвернуться от бога, но его часто раздирают сомнения: «а кто его знает, может, бог и в самом деле существует; не лучше ли будет ублаготворить и коммуниста, и бога, чтобы надежнее было для хозяйства». Кто не учитывает эту особенность психологии крестьянина, тот ничего не понял в вопросе о взаимоотношениях между партийным и беспартийным, тот не понял того, что в вопросах антирелигиозной пропаганды требуется осторожное отношение даже к предрассудкам крестьянина». (И. Сталин, «Крестьянский вопрос» (статьи и речи), Госиздат, 1925 г., стр. 29-30).
Товарищ Сталин неоднократно указывал, что антирелигиозная пропаганда только тогда достигает положительных результатов, когда она понятна массам, когда она связана с кровными интересами трудящихся. В этом отношении чрезвычайно показательны уроки антирелигиозной кампании в связи с изъятием церковных ценностей в 1921 году. Для спасения голодающих партия решила изъять ценности из церквей, чтобы закупить хлеб за границей. И вот попы, всегда изображая себя «добрыми пастырями», заботящимися о «благе народа», воспротивились изъятию церковных ценностей, а стало быть, воспротивились и помощи голодающим. Этим самым попы лишний раз разоблачили себя как враги трудового народа, как прислужники эксплоататоров. Сопротивление попов вызвало огромное возмущение трудящихся против церкви и ее служителей. Партия развернула на этой основе широчайшую антирелигиозную кампанию, которая встретила горячую поддержку самых широких слоев трудящихся, и антисоветские выступления попов окончились крахом.
Вот почему, анализируя опыт антирелигиозной кампании 1921 года, товарищ Сталин подчеркивал:
«Дело в том, чтобы связать широкую массовую антирелигиозную кампанию кровными интересами масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами». (И. Сталин, «О работах апрельского объединенного пленума ЦК и ЦКК», Госиздат, 1928 г., стр. 30).
* * *
Религия в корне противоречит коммунистическому взгляду на труд. Религия учит смотреть на труд, как на проклятие, как на наказание за «грехи». Религия освящает эксплоатацию. Религиозные предрассудки оправдывают хищническое отношение к общественной собственности. Они поддерживают буржуазные пережитки в семейном быту, в национальных взаимоотношениях и т.д.
Вот почему в борьбе за полное преодоление пережитков капитализма в сознании людей, в борьбе за коммунистическое воспитание трудящихся масс необходимо разоблачить до конца реакционную сущность религии.
В нашей стране созданы все объективные условия для полного преодоления религиозных предрассудков. Уничтожены самые глубокие социальные корни религии - анархия производства, стихия рынка, эксплоататорские классы. Трудящиеся не знают ни политического, ни социально-экономического гнета, взаимные отношения людей в процессе производства стали простыми и ясными. Победа социалистической, плановой системы хозяйства устранила навсегда возможность кризисов, безработицы, нищеты. Вместе с тем и в области культурного развития масс произошли такие сдвиги, которые составляют настоящую культурную революцию.
Все это уже привело к тому, что десятки миллионов трудящихся в нашей стране навсегда порвали с религией. Впрочем, и в сознании еще верующих трудящихся произошли также серьезные сдвиги. Морально-политическое единство советского общества, сталинский блок коммунистов и беспартийных, дружба народов и советский патриотизм ярко свидетельствуют о том, что попытки врагов народа подорвать единство трудящихся, расколоть массы, в частности на почве религиозных предрассудков, оказались разбитыми вдребезги.
Не следует, однако, забывать, что в сознании еще значительной части трудящихся, особенно среди женщин, еще крепко держатся религиозные предрассудки и суеверия, являющиеся серьезным тормозом в деле коммунистического воспитания масс, в деле дальнейшего продвижения к коммунизму.
Чем же объяснить живучесть религиозных предрассудков в сознании трудящихся после того, как уничтожены социальные корни этих предрассудков? Марксизм учит, что материальная жизнь общества, его бытие является первичным, а сознание людей - вторичным, производным. Сознание масс обычно отстает от их экономического положения.
Нужно также иметь в виду, что капиталистическое окружение и охвостье уничтоженных эксплоататорских классов в нашей стране всячески стараются поддерживать пережитки капитализма в сознании людей, в том числе и религиозные предрассудки.
Неправильно было бы думать, что религиозные предрассудки могут исчезнуть сами собой, что отмирание религии происходит стихийно. Люди, думающие так, находятся в плену той антимарксистской «теории» преклонения перед стихийностью, которая всегда была основой оппортунизма и против которой всегда вели непримиримую борьбу Ленин и Сталин.
Точно так же неправильно было бы полагать, что религию можно отменить административными мерами и распоряжениями. Во время всенародного обсуждения проекта Сталинской Конституции СССР кое-кто предлагал запретить отправление религиозных обрядов. На Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов товарищ Сталин указал, что это предложение надо отвергнуть, как не соответствующее духу нашего государства и нашей Конституции. В Сталинской Конституции записано, что свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признаются за всеми гражданами как их неоспоримое право.
Новые победы социализма, дальнейший подъем коммунистической сознательности и культурности масс - вот где самая прочная основа полного преодоления религиозных предрассудков, а вовсе не в административных мерах.
Религиозные мракобесы веками внушали трудящимся неверие в свои силы и надежду на «божью помощь». Трудящиеся нашей страны, построившие под руководством большевистской партии, под руководством вождя и учителя - товарища Сталина социалистическое общество, обрели несокрушимую веру в свои силы. Им теперь нечего искать избавления и утешения в небесах. Им теперь хорошо на земле. И в этом - залог окончательного преодоления религии и религиозных предрассудков, еще сохранившихся у части трудящихся в нашей социалистической стране.
П. ФЕДОСЕЕВ.
http://ihistorian.livejournal.com/142179.html