Apr 25, 2015 15:46
Я помню 5 лет (отмечали очень скромно 1 сентября 1994 в актовом зале СУНЦ, я как раз поступил в 8 класс), 10 лет (был большой праздник в дворце молодежи), 20 лет (отмечали 2 дня, в цирке и в СУНЦ). И вот теперь 25.
Я опущу в посте рассказ о том какой лицей замечательный, как он много мне дал и т.д. Я буду говорить о том, что в лицее убыло.
В старые годы в лицее преподавали люди, которые знали школьную программу и "beyond". З.И. Урицкий когда говорил о физике, говорил о ней как о единой науке, а не о том кусочке, который может воспринять школьник. Он обмолвился, что был на семинаре Ландау, я считал его полубогом. В.В. Расин рассказал нам основную теорему алгебры -- материал сильно не школьный, доказательство неэлементарно. В.В. Расин же рассказал о том, что можно заменить аксиому матиндукции, аксимой о том, что в любом подмножестве натурального ряда есть наименьший элемент, и сказал что можно доказать их эквивалентность. Многие доказали, почувствовав, что аксиомы не гвоздями прибиты. С.И. Кацман читал спецкурс по матлогике который на том же матмехе не рассказывают. Д.О. Филимоненков рассказывал о том, как работает институт математики и механики (ныне им. Н.Н. Красовского). Было ощущение чего-то большого и величественного -- математики как науки. Значительную часть курсов вели люди, работавшие в ВУЗах (очень часто на матмехе) или в академических институтах на должностях научных сотрудников. Было много кандидатов наук, настоящих с сильными кандидатскими, запомнившимися в научной среде. К примеру, в 2006 году после семинара в Киеве меня спросили сотрудники института кибернетики, а не знаю ли я С.И. Тарлинского, тепло вспоминали его статьи и велели передавать привет. Работы, которые они вспоминали были выполнены в начале 70-х. Если они до сих пор актуальны, значит это сильные работы.
В то же время, если посмотреть по mathnet.ru и scholar.google.com, то академической нормы (5 статей за 5 лет) наши преподаватели не выполняли. Хотя сегодня нельзя быть преподавателем УрФУ без этой нормы -- увольняют. Я не буду говорить о том, хороша эта норма или нет, просто хочу подчеркнуть, что лицейские преподаватели моего времени -- это ученые, которые сосредоточились не на писании статей, а на преподавании детям. Это как минимум не проще писания статей. Одновременно с этим в СУНЦе было много учителей. На мой взгляд отличных учителей, гармонично дополнявших ученых. До сих пор с благодарностью вспоминаю С.В. Гулику, которая поставила мне двойку за семестр по алгебре и по геометрии. В сумме возникало гармоничное сочетание.
За последние 20 лет ученых в рядах преподавателей СУНЦа стало меньше. Сказалось и время и болезни и субъективные причины. СУНЦ постарался и нашел новых молодых преподавателей. Это героические люди я перед ними преклоняюсь. Но у них нет того background'а, который был у поколения наших учителей. Они пришли в СУНЦ со студенческой скамьи, они не работали в науке (лишь некоторые пишут диссертации сейчас), не работали преподавателями. И новых ученых переманить в СУНЦ просто неоткуда. 20-25 лет назад ученых среднего возраста было много, часть из них переманилась в СУНЦ. Сегодня ученых среднего возраста почти нет, а молодежи очень мало. Многие учась в аспирантуре работают вне науки (а значит недостаточно пропитываются духом науки), а потом и уходят. Те кто есть предпочтут науку академичсекого образца с публикациями и грантами обучению детей. Этому способствует и политика академического и университетского начальства. Объективно сегодня выгоднее писать много статей среднего качества и ужасно преподавать, чем хорошо преподавать и писать немного но высококлассных статей. СУНЦ при этом вообще невыгоден.
Мы любим наш СУНЦ его неповторимую атмосферу университета и одновременно доброй школы. Но университетский дух, то что делало СУНЦ СУНЦом и отличало его от хорошей школы с добрыми учителями может выветрится. Сгущая краски можно сказать, что СУНЦу грозит превращение в хорошую школу. Науку высоких достижений, на уровень хороших журналов, не так сложно вырастить, в крайнем случае ее можно купить, как это делает Саудовская Аравия. Тяжело восстановить повседневное образование. А купить его вовсе невозможно.
Чтобы завтра у лицея был один Расин, сегодня должны быть десятки аспирантов, занимающихся только математикой.
урфу,
СУНЦ,
математические