Энтропия образования

Nov 19, 2014 01:35

Совершил еженедельный выпуск энергии в пустоту, увеличил энтропию. Раз в неделю я трачу 6 часов на то чтобы объяснять теорию управления студентам, которые едва умеют дифференцировать и решать дифференциальные уравнения, и, конечно же совершенно не мотивированы на решение задач об оптимальных траекториях в плоскости Лобачевского, об оптимальной форме обтекателя ракеты, о том как пристыковать спутник и т.д. Им это не надо, они будут девочками на входе в банк или тестерами, или какими-нибудь таможенными брокерами, мечта, если они будут работать программистами. И ладно бы не надо, но зачем-то их этому учат, точнее я должен их учить. И вот что делать: не учить вовсе? учить по их уровню?

Если не буду учить я, будут учить другие, также вне их уровня. Учить по их уровню? тогда стоит переквалифицироваться в воспитателя детского сада.

При этом я верю, в то, что я рассказываю интересные и полезные вещи. И кажется, когда приходит человек с вполне практической задачей, что знание теории управления, позволят ему продвинутся в решении задачи, он будет знать что оптимальное управление реализуется в крайних точках, что управление, к примеру, двух режимное и легко сможет найти оптимум, он сможет применить динамическое программирование. И казалось бы теория управления нужна тем кто пытается заниматься робототехникой, она полезна при реализации режимов оптимального управления у тех же энергетиков, да что там энергетики, значительная часть теории экономического роста основана на теории управления. Но нет, мы не видели ни одного заинтересованного. Приходят знакомые инженеры, говорят, да, полезно, и уходят. Остальные, казалось бы интересанты, и близко не хотят знать современной математики, они верят в собственную гениальность.

В результате несчастные жертвы нашей кафедры, которым диплом нужен для того чтобы в резюме на должность какого-нибудь менеджера по чему-нибудь, написать гордо "образование -- высшее", слушают про динамическое программирование и принцип максимума, их заставляют решать задачку о том как модель зонда должна подойти к модели кометы.

По большому счету, имеющихся студентов не надо учить тому чему их учат, их вообще не надо учить ничему сильно абстрактному. И это касается большей части нынешних студентов. Кто из выпускников матмеха последних 15-20 лет пользовался знаниями функционального анализа или уравнений в частных производных после получения диплома? Я думаю в лучшем случае пара процентов. Не нужны все эти знания, выпускники говорят о том, что математика научила нас думать и теперь мы заняты чем-то другим. Прекрасно что выпускники умеют думать, но я думаю, что умение думать можно вырабатывать и без рассказа о принципе максимума Понтрягина или о теореме Брауэра. Кому помогла альтернатива Фредгольма? или теорема о вложении пространств Соболева?

Надо смотреть правде в глаза, все эти красивые, прекрасные теоремы, все рассказы о современной науке, не нужны современному студенту, они не нужны современному бизнесу, он не высокотехнологичен. И не надо пытаться дать то, что не нужно. Нужны it-ПТУ, пусть будут it-ПТУ, с it-птушниками, без функана, тервера и прочего. Не надо насильно набирать на математику 75 человек, учить их через силу. Сколько есть человек, способных и желающих заниматься математикой, столько и надо учить. Несколько человек, желающих изучать математику всегда есть, как и физику и химию. В таком случае эти люди не потеряются среди того болота, которое представляет современный университет. Этих студентов будут учить весело и охотно. Преподаватель не будет входить в аудиторию, как в кабинет дантиста, не будет страдать из-за необходимости читать функан студентам, не знающим действий с дробями. Немногим выпускникам можно будет легко найти аспирантуру а потом и работу, не у нас, так мест на Земле хватает. Так будет резко правильнее, чем вначале с невероятной энергией учить тех кто не может учиться, при этом не уча тех кто может, а потом смотреть как надежды мировой науки уходят по разным фирмам, увлеченные духом ПТУ, который царит сейчас в университетах.

К сожалению, если посмотреть правде в глаза могут многие, то пойти по пути сокращения приема и открытия ПТУ очень страшно. Университеты связывает по рукам и ногам подушевое финансирование, родители выпускников школ считают, что их чада достойны только высшего образования, причем лучшее образование это образование в месте с брендом, таком как УрФУ. Да и выпускники не могут себе представить, что они не поступят в университет. Тот факт, что на втором курсе студенты устроятся на работу и дальше будут приходить (изредка) с глазами в разные стороны на лекции а потом выпрашивать оценку на экзамене не волнует никого при подаче документов. Вот и продолжается (само)обман. Студенты должны знать функан, тервер, уравнения в частных производных и дифференциальную геометрию...

университеты в РФ, дневниковое, студенты

Previous post Next post
Up