Все про Украину и я про Украину

Feb 25, 2014 01:27

Хотя некоторые из моих предков жили на Украине, как минимум в конце XIX - начале XX века, меня наверное можно считать коренным уральцем, хуже того -- коренным екатеринбуржцем и даже уралмашевцем. Наша семья уже больше 60 лет непрерывно живет в Екатеринбурге. Поэтому для меня Украина -- это что-то замшелое и древнее, не пробуждающее даже тех чувств, какие будят во мне Иудейские горы.


Году в 2007 (вроде перед окончанием аспирантуры) я поехал в Киев на конференцию. Уж не помню как я про нее прознал, то ли шефу прислали приглашение, то ли еще откуда-то. Дело было давно, я был молод и в "правильных" конференциях не разбирался. Послал тезисы и поехал. Кроме этого у меня было задание выступить на семинаре во вроде бы дружественном нам украинском институте.

Приехал. Надо сказать что конференция была в мае, но май в Киеве был жарким как июль. Ехал очень упорно с пересадкой в Москве, в поезде. Приезжаю. Прихожу в оргкомитет регистрироваться и получать направление на поселение. По традиции постсоветского пространства во многих случаях оргкомитет сам берет на себя поселение т.е. я не бронирую при помощи booking.com, а комнату предоставляют в какой-нибудь ведомственной гостинице. Тут мне предоставили комнату -- в общежитии первого курса! Прежде чем я смог до нее дойти я должен был отстоять очередь в каком-то жилищном отделе, потом в банке. Пришел я в комнату, аборигены-первокурсники сказали, что они вот прямо сейчас уезжают, комнату закрывают и меня не пускают. Такое отношение к поселению меня поразило. Никогда ни до ни после я не видел чтобы участников конференции подселяли в комнату общежития, в которой уже жило 4 студента. Какая-то гостиница Якорь советских времен. Столкнувшись с перспективой ночевать в коридоре я решил выяснить ситуацию в оргкомитете. Оргкомитет мне попытался объяснить, что это нормально селить в комнату с 4 студентами, а раз они уехали и забрали ключи, то они могут найти мне другую комнату с 5 студентами. Мотивировали они это тем что бедному русскому т.е. мне все равно в лучших условиях жить не надо. Такие речи вызвали во мне приступ великорусского шовинизма, и я ответил, что либо они селят меня в приличных условиях, либо со своей конференциях идут лесом. Украинский оргкомитет не ожидал такого напора и выделил мне койку в гостинице поприличней, куда они собирались селить только иностранцев: всяких чехов, словаков и болгар.

Уровень конференции был под стать организации. Достаточно упомянуть, что второй доклад закончился спором о существовании души, при том что конференция была по теории управления и механике. Уровень дружелюбности меня тоже поразил. Конференция международная. Казалось бы сделайте ее по-английски если вы такие самостийники, нет ее сделали на трех языках: английском, русском и украинском. Я украинского не знаю т.е. простой язык я могу понять, но западный украинский на большой скорости не понимаю. Докладчик делает доклад по-украински со слайдами я понимаю что и как. Слайды вроде по-английски были. Спрашиваю какой язык понятней русский или английский. Говорят русский, задаю вопрос и в ответ получаю украинскую скороговорку. Ну не приятно тебе по-русски говорить, ответь на английском! В компании душевопросителей я сделал доклад о играх. Интерес он вызывал только у наших знакомых, которые приехали из Удмуртии. Выйдя в коридор я понял смысл конференции, в кулуарах украинцы с поляками, болгарами, чехами, словаками договаривались о том как они разделят еврогранты на исследования. Ясно что результаты паренька с Урала (а результаты были все-таки аспирантскими) их не волновали совсем.

Вторым пунктом моей программы пребывания в Киеве было выступление в дружественном (как считалось) институте. Я честно готовился. Сделал презентацию, подготовил возможные вопросы. Сюрпризы начались очень быстро. Выяснилось что в том месте где мне надо было выступать презентация под запретом, как и любые компьютерные штучки, там, они относятся к порождениям зла. Вообще говоря, не так легко перестроиться с компьютерной презентации на рассказ с доской. У нас не такие маленькие формулы, их не так легко записать. Ладно стал выступать. Стал я рассказывать постановку задачи, как ее ставят во всем цивилизованном мире. Оказывается на Украине и в этом вопросе торжествует самостийность. Украинские постановки не такие как у всех остальных ученых. При чем вежливостью и готовностью выслушать чужие результаты в чужой постановке мои хозяева не страдали. Они стали требовать, чтобы я рассказывал не свои результаты, а переложение своих результатов на украинскую постановку. Нельзя сказать, что мои результаты хорошо переносятся на их постановку, они плохо переносятся, возможно вообще не переносятся. Однако все мои взывания "дайте же мне рассказать исходные результаты в исходной постановке" не действовали на киевлян, они утверждали что лишь они знают истину, и лишь их постановка достойна обсуждения. Пробившись час, я понял, что пора прекращать толочь воду в ступе. Стоя у доски я достаточно бредовым образом переложил мой результат на их постановку, цель у меня была уже одна -- вырваться на свободу. После чего этот бред заслужил высокую оценку (думаю я утомил хозяев и они из вежливости меня похвалили), выслушал что компьютер -- зло и ушел с заверениями в вечной дружбе.

Вечерами после всех этих приключений я гулял по Киеву, встречался с друзьями (к сожалению наше общение потом прервалось). Киев был красив, хотя незнакомые киевляне к ответу на вопрос как пройти присовокупляли лекцию о политическом положении в России (меня быстро вычисляли, т.к. мой русский сильно отличается от их русского).

Больше я на Украине не бывал до сего дня. Может быть там есть сильные конференции (говорят в Крыму проходит прекрасная конференция по уравнениям в частных производных), но я как-то не рисковал испытывать судьбу. Возможно, что с украинскими учеными мы могли бы установить реальные прочные контакты, но, сколько я знаю, положение с наукой там намного хуже чем у нас. Возможно. Не знаю. В любом случае как бы не относились к моему докладу я не хотел бы чтобы встречавшие меня пострадали при новой власти, они-то так или иначе были русскоязычными учеными, хоть и киевлянами.

воспоминания, наука

Previous post Next post
Up