Manifesto

Jul 15, 2017 23:41

Странный, тягучий и довольно трудно воспринимаемый видеоряд-манифест искусству и различным мнениям о нем. На фильм я пошла одна, ибо ожидала чего-то именно такого (читай, настолько странного, что даже совершенная Кейт Бланшетт не спасет), а весь фильм подспудно мучиться, что рядом человеку уже дурно от вытекающей из носа философии, не хотелось. И тем не менее, впечатление осталось скорее положительным, и мне даже показалось, что я не усну, не записав их хоть как-нибудь куда-нибудь.

Нет, я не сидела и не пищала от восторга весь фильм, в какой-то момент боль от засиженной пятой точки дала о себе знать, а голова - о том, что она немного припухла от количества мыслей, высказываемых напрямую, а также выражаемых через насыщенный (пусть и не действием) видеоряд. Короче говоря, я поняла, что мне понравилось, только после того, как вышла на улицу.

Вкратце о самом фильме. Это действительно видеоряд из незамысловатых историй (а иногда даже не историй, а просто зарисовок) я разными людьми, в разных средах, каждая (история) сопровождаемая чтением (в виде внутреннего монолога, объявления по громкой связи, диалога или даже молитвы, надгробной речи или презентации) манифеста (да, как у коммунистов, кстати, они там засветились вполне себе), посвященного искусству. Нет сюжета, нет явной линии или направления, зато есть много картин рутинных действий, занимающих на экране ровно столько времени, сколько они заняли бы в реальной жизни (то есть, например, в одной из историй в полной тишине заснято движение в лифте длиной, наверное, в пару минут. Звучит немного, но на самом деле, в реалиях кино это много и может показаться затянутым). Во всех историях-зарисовках главную (да и почти единственную) роль играет Кейт Бланшетт. От зарисовки к зарисовке меняется ее внешний вид, акцент, манера речи. В общем-то, вкратце это все.

Я не буду врать, что я прониклась глубиной мыслей каждого из манифестов, поняла, почему режиссер выбрал именно такие зарисовки для каждого из них, оценила метафоры и прочее. Нет. Меня вообще весь фильм разрывало на части в попытке следить за поворотами мысли в манифестах (а сами манифесты взяты у философов-идеологов, написаны соответствующим языком, и помимо прочего это еще и на английском), не упустить ничего в видеоряде (хоть в зарисовках и нет почти никакого действия, в них до ужаса много деталей) и при этом успеть уловить связь между видеорядом и манифестом. И не могу сказать, что мне хорошо удалось последнее. Не добавило положительных эмоций и то, что где-то посередине фильма в зале отрубилось электричество минут этак на десять и пришлось выслушивать разговоры окружающих, где ни одной интересной мысли замечено не было. Но выйдя на улицу, я поняла, что каким-то невероятным образом фильм умудрился подарить мне какую-то недостающую частицу смысла (не могу подобрать более понятного слова). В фильме есть зарисовка, где манифест зачитывается как застольная молитва перед едой: мать семейства декларирует, что искусство - это сама жизнь, это все, красивое, уродливое, быстрое, медленное, застывшее, пребывающее в движении. Именно это мне показалось центральной идеей фильма, и именно это немного повернуло сознание в сторону более вдумчивого восприятия окружающего мира. Для моего эмоционального состояния, которое можно описать как хождение над пропастью по натянутому канату с шестом в руках для равновесия, точнее даже сразу по нескольким канатам, очень важно иногда получать вот такую опору извне.

То есть для меня этот фильм - отражение внутреннего мира. Когда тебя постоянно разрывает между несколькими мироощущениями, которые дополняют друг друга, при этом противореча косвенно, а иногда и прямо. Когда то, что ты видишь, радикально отличается от того, что происходит в твоей голове, но при этом в итоге все сливается лихой танец, который больно смотреть, но и невозможно глаз отвести. Почти для всех зарисовок выбраны совершенно бессодержательные действия на экране, что-то рутинное и незначительное, которое только резче проявляет яркость произносимого текста, оттеняет его с совершенно неожиданной стороны. И таких текстов-мирощущений много, как заплаток в лоскутном одеяле, и все это в одной голове, в одном человеке.

В общем, советовать кому-то смотреть я бы не стала. Очень мала вероятность, что найдутся такие же шизанутые, как я, которые поймут, что я пыталась написать, и отреагируют подобным же образом на фильм. У меня все.
Previous post Next post
Up