Статья посвящена 100-летию работы З.Фрейда
« Скорбь и меланхолия».
ХАНДРА (П.Верлен, пер.Б.Пастернака)
И в сердце растрава,
И дождик с утра.
Откуда бы, право,
Такая хандра?<…..>
Аннотация. В статье представлен опыт исследования динамики депрессивных состояний от первичного нарциссизма к нарциссизму поведения, о зависимости от нарциссической организации особенностей продвижения Я от активности к пассивности. Кроме того , автор говорит о взаимосвязи меланхолии и нарциссизма, акцентируя внимание и на объектных отношениях ,и на отношении субъекта к самому себе в качестве объекта.
В гипотезе отмечается что ментальную проработку ,а вслед за ней и психическую, проявлений безобъектной депрессии и, соответственно, психического содержания ,которое вышло из-под контроля Сверх -Я , возможно проводить посредством своеобразной регулировки и гармонизации психических состояний активности-пассивности .
Ключевые слова
Культура, цивилизация, психоаналитическая мысль, творчество, нарциссизм , меланхолия, объектные отношения, аффективная депривация, депрессивные состояния младенца и взрослого, травматические впечатления психики, чувство вины.
***
I.Актуальность психоаналитического знания. Идеи З.Фрейда ,первоначально обозначенные как расстройства настроения(письма к Флиссу,1893,1894,1899гг.) по поводу меланхолии, психических травм и страха потери объекта любви , в своем развитии отражены в его метапсихологических статьях « Введение в нарциссизм»,» Скорбь и меланхолия»,»Влечения и их судьба», «Набросок психологии» и др.. В процессе становления современного психоанализа эти концепты развивали в своих трудах и философы, и психоаналитики,и психологи, другие представители гуманитарных наук : Бодрийяр, Кляйн, Винникотт, Бион, Бужор, Лебовиси, Прат , Руссийон, Смаджа К., Жижек, Шассге-Смиржель, Паркер, Мамардашвили М., Кантор А, Выготский Л., Василюк Ф., Зинченко В., Мазин В., Медведев В., Моргунов Е., Решетников М, Рождественский Д.,…. Что и говорит нам о современности психоанализа , о его востребованности и в 21 веке. «Психоаналитическое знание позволяет структурировать культуру» и не следует «относиться к психоанализу просто как к ключу к секретам субъекта»[7, с.9]Размышляя о роли психоанализа в современной культуре, Паркер использует четыре методологических принципа посредством которых и возможно осмысление популярного психоаналитического дискурса в современной культуре. Первый принцип говорит о том, что «психоанализ должен искать коллективные культурные ресурсы, которые структурируют наше понимание себя и тех аспектов нашей жизни, которые лежат за пределами осознанной осведомленности»[7, с.9].Второй принцип акцентирует наше внимание на противоречиях и в природе бессознательного, и в природе сознательного. «Психоанализ-это рациональное терапевтическое предприятие ,теоретическая схема в гуманитарных науках, нацеленная на выявление противоречий»[7,с10]. Паркер подчеркивает, что было бы ошибкой применять одну версию понимания психоаналитической культуры ко всем проявлениям личного и коллективного бессознательного .Третий методологический принцип подчеркивает усложнение смыслов понятия субъективности, обращая внимание на образ «комплексной субъективности, который всерьез принимает как намерения и желания индивида, так и действие социальных структур и дискурса»[7,c.10]. Целесообразно обращать внимание на культурные проявления , из которых складывается « определенный смысл индивидуальности»(.Паркер)….
Четвертый методологический принцип напрямую связан и с развитием современной психоаналитической культуры в социальных системах, и с развитием индивидуальности субъекта. Назрела «необходимость в разработке специфического аналитического аппарата, чтобы уловить характерные качества различных форм социально укорененного психоаналитического дискурса и опыта».(Паркер). Паркер в своих работах подробно раскрывает взаимоотношения психоанализа и культуры в эпоху постмодерна.
К этому следует добавить и высказывания русского писателя М. Пришвина : "Культура - это связь людей в пространстве и времени, цивилизация - это сила вещей. В "Капитале" К. Маркса представлена эта сила вещей, выступающая в виде золотой куколки, заключающей в себе и любовь, и знание, и все другие атрибуты человеческой личности. Антитеза этой капиталистической силы вещей, или цивилизации, есть союз творческих личностей, связь людей культуры...
Цивилизация является как сила внешнего принуждения культуры - это начинается во внутриличном побуждении. Цивилизация действует через стандарт - культура создает детали.<…>Для художника жизнь на земле - это единство, и каждое событие в ней есть явление целого, но ведь надо все-таки носить в себе это целое, чтобы узнавать его проявления в частном. Это целое есть свойство личности: надо быть личностью, чтобы узнавать это проявление целого в частном. Что же такое деталь? Это есть проявление целого в частном"(Пришвин М.М Дневники писателя 1926-1927г; 1931-1932г.//Октябрь. 1987-1990; )[8].
Каждый автор, из выше обозначенных, так или иначе не только показывает актуальность идей Фрейда, но и развивает эти идеи в своих теоретических и практических изысканиях. Парадоксальны высказывания Мераба Мамардашвили о культуре и смыслах культуры для человека. Эта парадоксальность побуждает неоднократно возвращаться к работам Фрейда. Впрочем парадоксальна и работа З.Фрейда «Скорбь и меланхолия» . Мамардашвили говорил и о прикладном содержании культуры, имея в виду отношение к научному знанию,- «напичкать человека знанием, то есть усвоить сумму положительных знаний» культуры, искусства, как «предмета наслаждения и удовольствий, который должен быть равным образом распределен»[5,с.326].Здесь можно заново обратиться к работе З.Фрейда «Недовольство культурой» и обозначить взаимосвязи в размышлениях и Фрейда и Мамардашвили…В работе «Другое небо» Мамардашвили предъявляет нам два, на мой взгляд парадоксальных ,определения культуры. «Культура есть владение тем, чем нельзя владеть предметно, вещно и потребительски» [5,c326] … «Культура -это способность деяния и поведения в условиях неполного знания.<…> Культура - умение жить на вулкане незнаемого, в ситуации неполного знания. И если ты культурный, ты не ожидаешь полноты знания , ты способен( у тебя есть культура) действовать ,совершать поступки в ситуации неполного знания. Коммунистический эксперимент в России уничтожил культуру именно в этом смысле слова, потому что его носителям были непереносимы и враждебны все ситуации неполного знания. Любой символ. Даже в человеческих отношениях. И в отношении к науке.»[5, с.338-339].Эти мысли современного философа перекликаются с идеями Фрейда , изложенными в статье «Неудовлетворенность культурой». Революционность психоанализа З.Фрейда обозначена Мерабом Мамардашвили следующим образом: «…Это отношение между органическим и культурным, или свободным. Существует проблема ума и стихии, и человек, будучи существом свободного происхождения, своим психизмом, своим телом или своей массовостью в виде общественных коллективов , вплетен в природные процессы, продолжает быть их частью- это как бы кентавр, который живет в мире свободы и в мире природы»[ 5,с393]. Природное в человеке -это сплетения влечений либидо и танатоса . Свобода -неприродное образование. Качество психоаналитической мысли Фрейда показывает конфликтность динамических отношений внутреннего и внешнего миров человека, который живет одновременно и по законам свободы, и по законам природы, бессознательного….
Перейдем к обзору взаимоотношений нарциссизма и меланхолии.
II. Нарциссизм и меланхолия. Термин «нарциссизм» появляется в нескольких работах З.Фрейда (1910.1911 ,1913годы.) , затем в отдельном исследовании он вводит понятие нарциссизм в психоаналитическую теорию(1914г. К введению в нарциссизм.), а именно в область исследования либидинальных нагрузок. В трудах Фрейда понятие нарциссизма постепенно изменяется по мере развития психоаналитической теории. В работе «Влечения и их судьба» Фрейд размышляет , каким образом первичный нарциссизм проявляет свою завершенность. Фрейд описывает первичные нарциссические основы Я и то, как способности Я к пассивному наслаждению показывают нарциссические качества. Фрейд говорит, что судьба влечений, выражающаяся в обороте к собственному Я и в превращении из активности в пассивность, зависит от нарциссической организации Я и носит на себе печать этой фазы развития. «Нарциссический выбор объекта опирается не на объектные отношения с другим, а на отношение к самому себе.» Фрейд предлагает четыре варианта такого любовного отношения: «Человек может любить, согласно нарциссической схеме: а) то, каков он есть сам, б) то, каким он сам был, в) то, каким он хотел бы быть, г) человека, который был частью его самого»( З.Фрейд. К введению в нарциссизм). В работе «Скорбь и меланхолия» Фрейд трактует нарциссизм как «нарциссическую самоидентификацию» [4, с.283]. Расщепление Я при меланхолии обуславливает нарциссическое замыкание психической реальности, при котором происходит регресс к доэдипальным стадиям развития, замыкание, при котором отсутствует объект переноса.(пер.В.Мазина).
Понятиям первичного и вторичного нарциссизма ученые придают различные смыслы. По Фрейду первичный нарциссизм -это период первоначального нарциссизма ,при этом либидо ребенка/младенца обращено на себя самого, в этот период ему свойственно тотальное всемогущество, то есть вера во всевластие мысли. Этот дообъектный период расположен примерно между первичным аутоэротизмом и любовью к объекту. В современном психоанализе выражение первичный нарциссизм означает «необъектное» , или «недифференцированное» состояние ,предшествующее расщеплению на субъект и внешний мир.»[4,с286]. Кляйн подчеркивает , что объектные отношения устанавливаются уже у грудных младенцев и считает неправомерным фиксировать нарциссическую стадию в развитии. Исходя из позиции Кляйн, есть лишь нарциссические состояния, связанные с обращением либидо на интериоризованные объекты. По Фрейду , нарциссизм, заново возвращающийся к объектным нагрузкам,- это вторичный нарциссизм. Прат структурирует фрейдовские исследования нарциссизма и выделяет следующее :
- психопатологический подход, в котором она отмечает, что нарциссизм имеет смысл перверсии ;
- психогенетический подход, здесь нарциссизм представлен как одна из стадий развития, «вторая стадия аутоэротизма», которую традиционно относят к первым годам жизни ребенка ;
- Метапсихологический подход .Фрейд пытается определить как происходит «движение и распределение либидо и его объектов инвестиции, противопоставляя при этом либидо Я и объектное либидо»[12, с152].<…>
- «Размышления о нарциссизме неотделимы от вопросов о формировании самости и основ идентичности, которые Фрейд связывает с «чувством Я» и оценкой себя как независимого от нарциссического либидо»[12.,с.154].
В работе « Скорбь и меланхолия» Фрейд в ходе сравнительного анализа обозначает существенные различия между психическими состояниями скорби и меланхолии : «…Я после завершения работы скорби вновь становится свободным и безудержным.». <…> Меланхолик демонстрирует кое-что ,отсутствующее при скорби ,--«чрезвычайное понижение чувства собственного Я, величественное оскудение Я. При скорби мир становится бедным и пустым, при меланхолии таким становится само Я». Что же говорит нам « расстройство меланхолика о строении человеческого Я ? У него одна часть Я противопоставляет себя другой, критически оценивает ее, будто принимает за объект. Наше подозрение, что критическая инстанция, отделившаяся при этом от Я, при других обстоятельствах тоже может доказать свою самостоятельность, подтверждают все дальнейшие наблюдения. Мы действительно найдем основание отделить эту инстанцию от остального Я .То, с чем мы здесь познакомились, это инстанция, обычно называемая совестью; наряду с цензурой сознания и испытанием реальности мы причисляем ее к значительным институтам Я и когда-нибудь найдем доказательства того, что она сама по себе может заболеть.
Картина болезни при меланхолии выводит на передний план моральное недовольство собственным Я : физический недостаток, уродство, бессилие, социальная неполноценность значительно реже становятся предметом самооценки; лишь опустошение Я занимает преимущественное место в опасениях и утверждениях больного[15. пер.В.Мазина]. В 1923 г. Фрейд в работе «Я и Оно» подчеркивает,- « при меланхолии Я не решается противоречить, признает себя виновным и подчиняется наказаниям», при этом «объект, на который направляется гнев Сверх-Я, путем идентификации принят в Я ». Фрейд обозначает различия внутри садизма, разделяя его на садизм, свидетельствующий о сильном объединении влечений, и на другой садизм (перверсный), который скорее представляет собой состояние ярко выраженной расплетенности влечений. Садизм меланхолика потенциально смертоносен, так как в случае провала работы меланхолии, он может привести к суициду меланхолика. То, что Фрейд говорит о садизме меланхолика и Сверх-Я, которое использует этот садизм, заставляет нас задуматься не только о состоянии крайней расплетенности влечений, но, возможно, и о состоянии расплетенности влечений наиболее глубоком из всего, что мы можем найти среди патологии: «Если мы обратимся сначала к меланхолии, то найдем, что могучее Сверх-Я, захватившее сознание, неистовствует против Я с такой беспощадной яростью, как будто бы присвоив себе весь имеющийся в индивиде садизм. Согласно нашему пониманию садизма, мы сказали бы, что в Сверх-Я отложился разрушительный компонент, обратившийся против Я. То, что теперь господствует в Сверх-Я, является как бы чистой культурой инстинкта смерти, и действительно, ему довольно часто удается довести Я до смерти…»[16, глава V]…
Итак, «тень объекта падает на Я, которое особая инстанция теперь судит как покинутый объект. Утрата объекта превратилась в утрату Я, а конфликт между Я и любимым человеком - в конфликт между критическим Я(совестью) и Я , изменившимся в результате идентификации»[15]. И эту подмену любви к объекту идентификацией с ним( с какой-то его частью) К.Ландауэр обнаружил в своих исследованиях и определил одним из важнейших механизмов при проявлениях нарциссизма, чему также соответствует регрессия к первоначальному нарциссизму. …
«И амбивалентные чувства, которые субъект проявлял по отношению к покинувшему его объекту любви(уточнение , при угрозе потери объекта, при реальной потере)обращаются на Я субъекта. Вместо того, чтобы разъединиться с потерянным объектом, субъект регрессирует на стадии идентификации и садизма под влиянием любви и ненависти которую он испытывает по отношению к этому объекту» [1. с70. ].В концепте депрессивной позиции Кляйн объединяет тревоги, защиты ,соединение любви и ненависти к объекту, именно это и приводит субъекта к болезненному состоянию-депрессивному страданию. Винникотт же различает «страдание меланхолическое и страдание депрессивное»… На одном полюсе находятся меланхолики, которые берут на себя ответственность за все зло в мире, что явно не имеет ничего общего с ними; в другой крайности находятся реально ответственные индивиды в этом мире, которые принимают как факт свои агрессивные чувства ,признают свою ненависть ,злость, жестокость, сосуществующие рядом со способностью любить и созидать»[1, с 71]…В депрессивном состоянии отмечается своеобразная динамика. Именно страдание позволяет нам существовать в мире ,именно страдание определяет пути развития Я. «Имеются два механизма этой гибели мира, один - когда все либидо переносится на любимый объект, другой - когда оно целиком возвращается к Я.»( З.Фрейд.Введение в нарциссизм,1914).
III. Динамика депрессивных состояний.
Следуя за мыслью Фрейда , очень кратко обозначу :
Депрессивный человек идентифицирует свой опыт жизни ,как прошлый, так и настоящий, в виде негативных, фиксированных и не поддающихся рационализации мысленных конструкций, не позволяющих проявлять конструктивно-оптимистичные мысли и действия. К этому можно отнести и негативную самооценку, негативную картину мира, пессимизм в отношении будущего.Достаточно сложно определить проявления эссенциальной (безобъектной) депрессии .Понятие эссенциальная депрессия разрабатывается Французской Федерацией Психоаналитической Психотерапии, Парижским Психоаналитическим обществом. В России исследованием психоаналитической психосоматики занимается Институт Психологии и Психоанализа на Чистых Прудах(ректор Фусу Л.И.). Пьер Марти ,описывая негативную симптоматику, говорит, «что эссенциальная депрессия является одним из клинических проявлений присутствия инстинкта смерти»[12,c.238].
Клод Смаджа в работе «Оператуарная жизнь» говорит о серьезных нарушениях нарциссизма у субъектов длительно находящихся в оператуарных состояниях. У них преобладает состояние дефицита. Цитируя работу Фэна «Введение в метапсихологию оператуарной жизни», Смаджа подчеркивает ,что «сверхинвестиция активного подхода в ущерб пассивности является основной составляющей классического фаллического нарциссизма». …Оператуарный субъект в своем поведении и деятельности старается соответствовать ценностям социума. И, не зная отдыха, «истощается в постоянном поиске иллюзорного удовлетворения требовательного идеала». К.Смаджа говорит о нарциссизме ,исходящем из ценностей коллективной реальности. Таким образом, оператуарный субъект безрезультатно ищет то, «что могло бы поднять его чувство самоуважения ,которое неспособно питаться изнутри в соответствии с желаниями субъекта».Речь идет о нарциссизме поведения. Преобладание нарциссизма в поведении и деятельности оператуарного субъекта объясняется разными нарциссическими аспектами его Я. « Недостаток пассивности- важный клинический маркер, говорящий о первичном нарциссическом дефиците. Вторым по значимости признаком дефицитарности первичного нарциссизма является отсутствие ненависти. Именно отсутствие ненависти и пассивности приводит к тому, что деятельность оператуарного субъекта в основном лишена субъективной насыщенности. Его индивидуальность, самость, не проявляется и в тех ситуациях , где субъект позиционирует себя как того «кто любит свое дело, свою семью, профессию и т.д.». Попадая в ситуацию, провоцирующую нарциссическую травму, «субъект в оператуарном состоянии взамен отсутствующей у него ненависти реагирует безвольным и неконтролируемым способом : усилением эссенциальной депрессии, самоуспокоительными приемами, соматизацией».Следует подчеркнуть, что представители Парижской психосоматической школы (П.Марти,М.Фэн, М.де М’Юзан и К.Давид) « в процессе наблюдений за психосоматическими пациентами заметили стирание психической продукции. Такое стирание иллюстрируется в клинике появлением депрессии, названной впоследствии эссенциальной депрессией, определенным качеством мышления(оператуарное мышление),более или менее удалением фантазматических формирований, периодического исчезновения онейрической деятельности. Они описали и своеобразную модальность отношений- модальность проективной редупликации, настаивали на важности схемы поведения в жизни подобных субъектов.» [10,с 29]….
В ходе анализа оператуарного функционирования М.Фэн создал первый метапсихологический концепт- «дефицитарность первичного нарциссизма и становление нарциссизма поведения».Вторым важным концептом является работа П.Марти по выделению эссенциальной депрессии как особой клинической формы .В 1966г. П.Марти вводит в психоаналитическую психосоматику теоретическое понятие эссенциальная депрессия. Характеристики ее таковы:
- Отсутствие симптоматического выражения;
- Распознавание психоаналитиком состояний нехватки, недостаточности;
- Распознавание и осмысление аффектов, возникающих в контрпереносе у психоаналитика;
- Потеря влечений, как объектных, так и нарциссических с параллельным развитием инстинкта смерти индивидуума [10, с. 28-29].
Ж.Швек также утверждает, что первичные депрессивные явления ( депрессивные реакции ), возникающие вследствие аффективной депривации,так или иначе проявившиеся в период до формирования внутреннего объекта, до переживания объектной утраты ,сигнализируют о развитии эссенциальной депрессии….Необходимо акцентировать внимание и на том, что «разница между депрессией младенца и эссенциальной депрессией взрослого не столь заметна, как разница между любой из них с классическими депрессиями зрелого возраста. Сходство между ними можно обнаружить в девитализации, в снижении жизненного тонуса, характерного для любой депрессии, чем в потере объекта или в депрессивной проработке депрессивных психических переживаний у взрослого. Возникновение эссенциальной депрессии свидетельствует о невозможности психической проработки и накопленный в психосоматике опыт позволяет утверждать, что существует корреляция между невозможностью ментализации и соматическими дезорганизациями»[17, с.124].
В качестве иллюстраций к динамике депрессивных состояний приведу примеры из поэзии. Моя гипотеза заключается в том ,что ментальную проработку (вслед за ней и психическую),проявлений безобъектной депрессии и, соответственно, психического содержания ,которое вышло из-под контроля Сверх -Я,( то преследующего, то гиперопекающего) , можно проводить посредством своеобразной регулировки и гармонизации психических состояний активности-пассивности . Поэты, художники , писатели с проявлениями депрессивных состояний( на соматическом и психическом уровнях) интуитивно справлялись, проживая и переживая в творческих произведениях душевную боль и непереносимые чувства вины и другие нарциссические удары так называемого «невроза судьбы». В этих случаях сублимация( как один из высших механизмов психологической защиты) драмы незаживших нарциссических травм переводила в трагедию, участвуя в создании нового внутреннего объекта, менее жесткого и жестокого.
( К примеру, Иосиф Бродский гениально показал это в поэме « Портрет трагедии»: «Снимайте часы с запястья./Дайте мне человека,и я начну с несчастья… /июль 1991/) . Своеобразие миссии меланхолии говорит лишь о некотором преодолении болезненных страданий .
Кантор А., приводя примеры из поэзии Бродского, говорит о «миссии меланхолика» следующее : «в поэзии Бродского нет иерархии тем, устойчиво лишь пытливое, самопознающее авторское Я, также всегда меняющееся, неравное самому себе, неокончательное, воспринимающее огромное количество сигналов извне и изнутри себя; отсюда усложненный синтаксис его поэзии, характерные разрывы строк с бесконечными enjambments (переносами), ее «эссеистичность».. Тематический контрапункт поэзии Бродского непременно включает категорию «боли», «самоубийства», «пустоты», «граней небытия», абсолютности «ничто» и «уникальной неповторимости жизни, любви, всего, что минутно и что бренно», иронию, десакрализацию и стоицизм…[3]
«…Человеку всюду/мнится та перспектива, в которой он/ пропадает из виду. И если он слышит звон,/то звонят по нему: пьют, бьют и сдают посуду./ Поэтому лучше бесстрашие!..» (Бродский.«Примечание папоротника»)…
«Бродский, опираясь на личный,повседневный и духовный опыт («волшебный хор», Ахматова, Берлин), бросает вызов не только своему исходному «хронотопу отчаяния», но и трагизму жизни вообще. Не отказываясь от реалий повседневности, он стремится одолеть стигмы «серого равнодушного океана голов», «леса рук», «уничтожающего пространства забора», удушающей и «дешевой планиметрии идеологий», «бесформенности», «устойчивости и предсказуемости», «орнамента чистого небытия». «Работа скорби» (Фрейд), как связывающая травматические впечатления психики, сублимировалась Бродским в творчество. Им, с помощью языка (ахматовского «царственного слова»), созидается иной - защищенный и защищающий отдельного человека, одновременно - отгороженный и открытый, центрический и центробежный «род метафизического пространства» [3,c552-568].
Оставляя за рамками статьи некоторые проблематики динамики депрессивных состояний такие как интранарциссический регресс, сверхинвестирование потерянного объекта, реакцию Я на потерю объекта любви, связывание и расплетение влечений в процессах меланхолии и соматизации, все-таки отмечу , что горе и чувство вины,соматизация и садомазохистические решения в какой-то мере продуцируются Сверх-Я. Резюмируя свое неоконченное исследование, подчеркну , что работа Фрейда « Скорбь и меланхолия» вот уже сто лет привлекает внимание представителей гуманитарного знания, творческих профессий и побуждает совершать новые открытия. Качество научных открытий З.Фрейда развивается в трудах исследователей и в 21 веке. «Меланхолический комплекс переживается как открытая рана, которая притягивает к себе со всех сторон энергию для инвестирования и опустошает Я до тотального обеднения(З.Фрейд.).<…>Успех меланхолии основан на способности формировать новый внутренний объект посредством идентификации Я с потерянным объектом»[11,c240-241].
Литература.
1. Бужор Н.Сновидения и депрессия; незаконченные сновидения.//Уроки психоанализа на Чистых Прудах.Сборник статей приглашенных преподавателей.М.:2016,-312с;( с.70).
2. Есенин С. Полное собрание сочинений в одном томе.М.: изд-во «АЛЬФА-КНИГА», 2010-719с.
3. Кантор А. Миссия меланхолика // "Психотерапия здоровых. Психотерапия России".Практическое руководство по Характерологической креатологии. Под редакцией М.Е.Бурно и Г.Ю.Канарша. Институт консультирования и системных решений.М.:2015-731с.(с.552-568).
4. Лапланш Ж.,Понталис Ж.-Б.Словарь по психоанализу/Пер.с франц.,СПб.:2010.-751с.
5. Мамардашвили М.Как я понимаю философию.М.: 1992,-415с.
6. Мандельштам О. Стихотворения.-М.: Эксмо,2010-384с.
7. Паркер И.Психоаналитическая культура: Психоаналитический дискурс в западном обществе/Иан Паркер;Ижевск: ERGO ,2013.----392с.
8. Пришвин М.М Дневники писателя 1926-1927г(415стр.),1931-1932г(398стр.).//Октябрь. 1989-1990,; бесплатная электронная библиотека Royallib.ru; Пришвин М.М. Дневники. Москва ,Издательство «Правда»-1990,).
9. Северянин И. Полное собрание сочинений.
https://profilib.com/chtenie/41316/igor-severyanin-polnoe-sobranie-stikhotvoreniy-187.php 10. Смаджа К. Оператуарная жизнь: Психоаналитические исследования.М.:Когито-Центр,2011-256с.
11. Смаджа К. Горе,меланхолия и соматизация. .//Уроки психоанализа на Чистых Прудах. Сборник статей.М.: Издательский Дом « Наука»,2016.-312с(с.224-243)
12. Прат Режин. О первичном нарциссизме.//Уроки психоанализа на Чистых Прудах. Сборник статей.М.: Издательский Дом « Наука»,2016.-312с.(с.152-182)
13. Фрейд. З.Влечения и их судьба.// Основные психологические теории в психоанализе. Очерк истории психоанализа: Сборник. СПб., "Алетейя", 1998. (с.124 - 150).
14. Фрейд.З .Набросок психологии.Текст.:критически-историческое исследовательское издание.пер снем.;под ред.С.Ф.Сироткина.-Ижевск: ERGO,2015.-XXIV,190с.
15. Фрейд.З. Скорбь и меланхолия (пер.с немецкого и комментарии В.Мазина.
http://psychanalyse.su);.//Семейный роман невротиков:Сборник. пер.Додельцева,- СПб.: 2009.-224с.;с.15-40.
16. Фрейд.З. Я и Оно. Пер.с немецкого В.Ф.Полянского.М.: МПО,1990-56с.
17. Швек Жерар.Добровольные галерщики.Очерки о процессах самоуспокоения.Пер/ с фр.-М.:Когито-Центр,2016,-200с.;с.124.
*Приложение к статье :
1.Поэтические произведения(стр 12-27) с комментариями автора статьи.
Приложение опубликую в следующий раз.
***Отмечу, что статья выиграла в конкурсе статей в 2018г .Статья опубликована в сборнике Депрессия : новая реальность:Психоаналитический подход.Сборник статей .М.:Университет «Синергия»,2019-68с.
Руководитель конкурсного проекта « Феномен депрессии:психоаналитический подход к теории и практике» Полянова Л.С.,вице-президент МОО ЕКПП Россия ,кандидат социологических наук, тренинговый психоаналитик и супервизор МОО ЕКПП,член Союза журналистов РФ.
****