"Каин, где твой брат?"

Apr 10, 2019 16:07

Я тут опять со всяким странным старым кином.



На выходных занялась раскопками советских фильмов-сказок в надежде найти что-нибудь классное и неизвестное, либо хорошо забытое. Что-нибудь в духе "Города мастеров" или "Не покидай". А нашла в итоге "Каина Восемнадцатого".

Блин, кто бы мог подумать, что подчеркнуто злободневная сказочка для взрослых времен "холодной войны" про злого короля и атомного комара до сих пор, зараза, так актуальна! Прямо грустно от того, насколько мир не меняется. "Пушка едет к вам для защиты вашей страны, а солдаты идут для защиты нашей пушки", о да...

Часть персонажей и сюжетных ходов взята из пьесы Шварца "Голый король" по мотивам Андерсена: юную принцессу против воли отдают замуж "за первого попавшегося неженатого короля", а ее возлюбленный при активном участии лучшего друга пытается расстроить свадьбу и вызволить ее. В пьесе он был свинопасом, а его друг - ткачом, а в фильме они оба - бродячие музыканты. Конечно же, объявленные вне закона за свои песни. Ну и в целом история получилась совсем другая, куда жестче.

Я начала было выписывать самые понравившиеся реплики персонажей и быстро поняла, что таким макаром перепишу практически весь текст. На цитаты фильм не растащили, мне кажется, только потому, что в по-настоящему широкий прокат в свое время не выпустили. Нет, его не запрещали совсем, но... не одобряли. Причем, если Интернету верить, высочайшее неодобрение было вызвано даже не до боли узнаваемой вездесущей тайной полицией с ее "гражданин, пройдемте", а "подрывом устоев". Слишком классно Демьяненко отжег, когда его персонажу (главному герою) по сюжету понадобилось переодеться женщиной не особо тяжелого поведения.



Хотя, может быть, это был только предлог. Сейчас бы тоже до этого эпизода докопались, наверное. Или "оскорбление чувств верующих" вчинили бы еще: церковных иерархов тут приложили наравне с коррумпированными чиновниками.

Жгут там, на самом деле, все, даже самые эпизодические персонажи. Одна Рина Зеленая в роли иностранной гувернантки чего стоит. Или Вицын-палач и его песенка в духе современных мемов про плохого стендапера.

Меня бы это точно не зацепило, если бы была одна сплошная сатира и политика. Однако создатели ввели в фильм достаточно много "универсальных" вещей. Например, там ужасно трогательные влюбленные, я неожиданно для себя прямо прониклась. Возможно, становлюсь сентиментальной )



- Милый, а ты любил других девушек до меня?
- Да я их всех ненавидел!

Их история, конечно, не обошлась без роковых случайностей, эшафота и спасения в последний момент. Кстати, не самая частая ситуация: к казни приговорили принцессу, а не ее дружка. То есть, он себе, конечно, уже на несколько приговоров напел, но их с приятелем еще поди поймай сперва! А девчонка - вот она.

Еще в фильме есть трагедия ученого, чье изобретение попало не в те руки, и не менее трагическая смерть короля Каина, от которого все приближенные разбежались, как крысы.

Ученый - смешной старик, немного похожий на Эйнштейна, в конце концов перестает подчиняться королю. Он согласился провести испытание своей живой атомной бомбы, и после него, увидев результат, отказался делать еще оружие. Кажется, что тюрьма и смертный приговор должны его доломать, что он начнет выглядеть совсем жалко - а он наоборот распрямляется, обретает внутреннее достоинство. Да, его мучает чувство вины, невозможность исправить ужасную ошибку, но ему больше нечего бояться: все самое страшное уже произошло, и единственный правильный выбор сделан. Второплановый персонаж с буквально парочкой сцен, но целое измерение к общему сюжету добавляет.

В Каине Восемнадцатом из всего человеческого осталась только способность испытывать боль и страх. И вот когда он в финале огребает боли и страха на полную катушку, рядом с ним оказывается человек, который общается с ним абсолютно честно и абсолютно... безоценочно. Единственный, кто не убежал из дворца - это чистильщик дворцовых сортиров. Он не особенно жалеет короля, но и не злорадствует над ним. Причем я не сказала бы, что это равнодушие. Скорее неожиданная и немного даже пугающая беспристрастность. Если бы "туалетному работнику" было все равно, он бы ушел, а он короля до самого конца не бросает. Сидит рядом, выслушивает, отвечает: да, мол, вижу, что фигово тебе. Я считаю, это очень круто.

В принципе, можно было выкрутиться без этого персонажа, дать Каину в монологе сказать все, что нужно. Хотя было бы не так выразительно, наверное. Возможно, эти сцены задумывались ради прозрачного намека: уж такое король был оно, что только золотарь ему в компанию по дороге на тот свет и подойдет. А получилось, на мой взгляд, что даже такое оно все-таки человек, и его страдания, пусть тысячу раз заслуженные, не обесцениваются. Произведение в целом от этого только выигрывает по силе воздействия.

В общем, искала я не совсем это, но скорее довольна тем, что нашла.

фильмы

Previous post Next post
Up