ПРО МЕТРО, или О НАБОЛЕВШЕМ) (НЕ МОЕ)

Dec 13, 2010 21:21

Сотворение зайца.
Дмитрий Соколов-Митрич, журналист



Кажется, у меня развивается интересная психическая болезнь. Доктор, я стал бояться метрополитена. Причем вот что странно: стоять на эскалаторе не боюсь, ездить на поездах не боюсь, даже медленно двигаться по переходу в плотной толпе не боюсь. А пугает меня метрополитен исключительно своими турникетами. Вернее, тем, что вокруг них происходит. Не могу я без внутренней дрожи смотреть на то, как каждый десятый, девятый, восьмой гражданин совершает над этим скромным заградительным сооружением акт грубого насилия. Чудится мне, что под аккомпанемент полонеза Огинского в страну крадутся, пританцовывая, бациллы Большого Беспорядка. Мерещится, будто в самом сердце нашей родины столичный метрополитен сознательно занимается антигосударственной подрывной деятельностью - терапией анархического сознания.

Доктор, это лечится? Я не безнадежен?

Но давайте я сначала расскажу все по порядку.

Приступы метрофобии я начал испытывать давно - причем и к московскому метро, и к питерскому. В какой-то момент мне стало казаться, что оно - грязное, неудобное, морально устаревшее и все эти недостатки уже не компенсируются великолепной архитектурой. В моем воспаленном воображении наша подземка остановилась в развитии и превратилась исключительно в инструмент сбора денег. И то, что его руководство не утруждает себя системно бороться с зайцами, предпочитая компенсировать потери регулярным повышением платы за проезд, - лишь одна из моих болезненных претензий.

Меня, например, уже давно одолевает мания преследования звуковой рекламой. Доктор, это что-то страшное - пока ты на эскалаторе, от нее ни спрятаться, ни скрыться. Лишняя информация добивает и без того утомленные за рабочий день мозги, а отвратительное качество звука создает ощущение, что ты не в метро, а в каком-то подземном балагане. Возможно, я мало перемещался по миру, но ни в одном из крупных городов планеты я не слышал под землей такой какофонии.

Сами поезда метрополитена меня тоже давно бесят: они кажутся мне шумными и душными. Еще мне не понятно, почему если мы боремся с пробками, то нельзя хотя бы на уже имеющихся ветках строить больше станций. Ведь тогда наверху меньше людей будут ездить до метро на вонючих автомобилях. В Париже, например, плотность метропокрытия такова, что, где бы ты ни находился, дойти пешком до ближайшего метро - дело трех-пяти минут.

Или вот еще, доктор. Мне очень не нравится, как в подземке организованы пассажиропотоки. Они не организованы никак. Все пассажиры вываливаются на общую платформу - и с поездов, и с эскалаторов, и с переходов. В результате даже утром в воскресенье на узловых станциях толкучка. В венском метро, например, на каждое направление отдельная платформа, а система переходов так устроена, что два встречных потока пассажиров не встречаются вообще. Я, конечно, понимаю, что бальные залы, на которые похожи наши станции метро, уже не переделать: это родовая травма, за которую спасибо надо сказать товарищу Кагановичу. Но ведь новые станции строить иначе никто не запрещает! А если все-таки запрещает, то хотя бы наладить грамотное информационное сопровождение пассажиропотока ведь можно, правда? Знаете, как надоело, когда спускаешься на платформу с эскалатора и оказываешься перед необходимостью стать экстрасенсом, чтобы понять, куда идти дальше - указателя нет, а если он
и есть, то надо хотя бы секунд на десять перегородить поток, чтобы понять, что он означает.

Вот какие мысли и эмоции, доктор, терзают мое больное сознание, и я ничего не могу с собой поделать.

Но давайте уже переместимся поближе к турникетам. Возьмем, например, кассы. Это ведь тоже что-то с чем-то! В часы пик, чтобы попасть в метро, нужно отстоять в очереди минут пятнадцать как минимум. Да, конечно, тут тоже можно свалить вину на вывихи проектирования: в советское время турникеты жрали не электронные билеты, а пятачки, которые можно было разменять в специальных автоматах, поэтому архитекторы не предусмотрели достаточного количества помещений под кассы. Но ведь для грамотного управленца не бывает нерешаемых задач. В конце концов можно продавать билеты на метро не только в метро. И не только руками несчастных старушек, глядя на которых хочется подарить им всю сдачу. Господь Бог уже давно создал автоматы по продаже чего угодно - почему в нашей подземке электронные терминалы стали стыдливо появляться лишь совсем недавно, да и те знать не хотят банковских карт. Нет, ну правда, доктор - почему?! Ведь огромные очереди в кассы вынуждают даже самых законопослушных граждан отращивать себе заячьи уши. А если ты единожды прошел в метро бесплатно, то хочется еще и еще.

Так чем же меня пугает полонез Огинского в исполнении оскорбленного турникета? Недавно я увидел в интернете ролик: тысячи крепких мусульман после праздничного богослужения в Курбан-байрам ломятся бесплатно на станцию "Горьковская" Петербургского метрополитена. Это было похоже на взятие Зимнего в исполнении режиссера Эйзенштейна. Если бы я был не я, а гражданин другого государства, то, посмотрев такой ролик, подумал бы, что Питер охвачен беспорядками, на улицах режут людей. Ту же картину в этот день можно было наблюдать в Москве на станции метро "Проспект мира". И это великое вхождение в метрополитен отличается от ежедневного только масштабами бедствия. Доктор, я правда считаю, что прогрессирующее недержание наших турникетов оказывает на жителей больших городов сильнейшее люмпенизирующее воздействие. Сначала через них скакали только гастарбайтеры, потом к ним присоединились студенты, затем пошли напролом неудачники среднего возраста - в конце концов заячье поголовье достигло такой плотности, что следующими будут нормальные люди - глядя на хамье, которое право имеет, они просто не захотят быть лохами.

И это уже не просто коммерческая проблема владельцев метрополитена. Это уже государственная проблема. Подземка - идеальное место для распространения всевозможных социальных инфекций: здесь хоть раз в неделю бывает любой житель города, способный ходить. И сейчас в наших метро бродит опасный вирус под названием "анархическое сознание". Он заражает социум по мере того, как люди ежедневно убеждаются в бессилии тех или иных структур, которые в их глазах являются мерилом привычного порядка. И если такая огромная и фундаментальная структура, как метрополитен со всей его милицией, столь явно демонстрирует нам признаки импотенции, это наводит слабые умы на нехорошие мысли: а так ли уж неуязвимы прочие фундаментальные элементы существующего порядка?

И ведь серьезную проблему мы наживаем себе за три копейки. В том же парижском метро, например, тоже хватает заячьей породы, но вот уже к более дорогим скоростным поездам RER бесплатно хрен пройдешь: турникет перекрывает путь от щиколоток до макушки. Неужели траты на такие девайсы не окупятся в считанные недели? Невооруженным глазом видно, что ежедневно в московское метро просачиваются сотни тысяч зайцев. Это многие миллионы потерянных рублей в месяц. Если это не эффективная инвестиция, тогда что такое эффективная
инвестиция?

Вот видите, доктор, что со мной происходит и как я мучаюсь... Я жду вашего совета, доктор. Что? Вы рекомендуете тоже ходить сквозь турникеты бесплатно? Говорите, легче будет? Вы и сами уже ходите? Как вы сказали? Чем скорее мы все разведем в метро окончательный беспорядок, тем быстрее они наведут порядок? Ну, вообще-то логично. Хорошо, я попробую. Спасибо, доктор, вы мне очень помогли. Мне уже легче. Ну, я пошел. Вернее, поскакал. (с)

А ЕСЛИ КТО НЕ В КУРСАХ - МЕТРО И ВАЩЕ ПРОЕЗД С НГ ОПЯТЬ ДОРОЖАЕТ!!!

А вот про электрички...или Электричкинг/Стейшн энтрансинг

http://lurkmore.ru/Электричкинг/Стейшн_энтрансинг

Проза жизни, Прикол

Previous post Next post
Up