На мой взгляд, лучших картин о войне всего две. Есть много талантливых произведений посвященных отдельным битвам или полководцам, но эти изображения скорее посвящены истории и людям, а не войне как явлению.
Первая картина была написана в XIX веке.
Её название:
«Апофеоз войны»
Автор Василий Васильевич Верещагин, Георгиевский кавалер, участник нескольких войн, знал о том, что такое война не понаслышке.
«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в её защиту разные аргументы - религиозные, политические, экономические, а я проповедую тоже по средствам красок», - говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек.
Полотно «Апофеоз войны» - это изображение смерти, уничтожения, разрушения. Такие детали, как шрамы от сабельных ударов и дыры от пуль на черепах «пирамиды», еще явственнее выражают идею произведения. Чтобы полнее выразить её, художник пояснил это надписью на раме:
«Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим»
Один прусский генерал под впечатлением от увиденного, советовал императору Александру II: «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние».
Вторая картина была написана в 1937, размеры этого полотна просто колоссальны: 3,5 метра в высоту и около 8 метров в ширину, и написал её художник менее чем за месяц.
Её название:
«Герника»
Герника - город в Испании.
26 апреля 1937 года немецкая эскадрилья «Кондор» совершила ночной налет на этот маленький городок, Герника была разрушена.
Военной необходимости в авиационном налете не было никакой, фашисты просто хотели нанести противнику психологический удар и самолеты сбросили бомбы на спящих, ничего не подозревающих жителей…
Это событие явилось для Пабло Пикассо толчком к созданию великого произведения. На картине нет ни бомб, ни самого города, и вряд ли её можно отнести только к конкретному историческому событию. Тогда в 1937 люди еще не предполагали символом чего станет эта картина и выставленная в июне тридцать седьмого на Всемирной выставке в Париже, она встретила в основном критику или равнодушие.
После того как в «Гернику» под ударами фашистской авиации была превращена большая часть Европы и почти вся Россия, после сожженных вместе с живыми людьми деревень, после ужасов концлагерей и страшных подробностей производства перчаток из человеческой кожи эта картина уже не оставляла людей равнодушными.
Картина превратилась в символ. Олицетворение фашизма стали видеть в образе быка, которому гибнущая лошадь обращает свое предсмертное проклятье. Могут быть и другие варианты трактовки отдельных образов этого полотна, только боль и горе, смерть и разрушение войны останутся теми же.
(не по теме правда, но мне всегда было интересно, эти мальчики эпатажно цепляющие свастику на рукав в наше время, понимают ли они с КОГО пытаются взять пример?!)
Помню пару лет назад слышала, что представитель США должен был делать доклад для ООН о необходимости «установления демократии» в Сербии в зале, где на стене висела огромная репродукция «Герники». За день до выступления картину завесили. Хватило ума… А жаль. На фоне «Герники» рассказ о том, как «несут свободу Сербам в бомбах мирные войска» выглядел бы особенно наглядным….
А вот уже выяснилось что: «фон репродукции слишком "пестрый". Синий фон более "нейтральный" и удобен для съемок:
http://www.newsru.com/world/06feb2003/gernika.html »
Оно, конечно, завесить не долго, забыть и вычеркнуть из истории тоже можно, хотя и сложнее…
Интересно, какую картину о войне «подарит» нам XXI век?