СЛЫШУ ГОЛОС ИЗ ПРЕКРАСНОГО ДАЛЁКА…
Глас 2. Практика
Часть 1
Будущее начинается в прошлом
«Эксперты Правительства и Администрации президента разработали проект замены нынешних 83-х Субъектов Федерации 20-ю городскими агломерациями. Этот проект, как сообщают
"Ведомости" со ссылкой на неназванные источники в Правительстве, может быть озвучен в Послании президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию».
Такими или подобными заголовками пестрели немногочисленные статьи, размещённые в основном только в Интернете. Информационную «бомбу» завернули в конфетную обёртку, и, представленная публике, она хлопнула весёлой новогодней петардой, оставив общество в большинстве своём пройти мимо разрыва. А ведь разрыв был, если не в информационной сфере далеко не общероссийского масштаба, то уж на смысловом уровне точно. Не много - не мало, но в сфере будущего нашей страны. Ведь согласно этому плану на основе крупнейших городов страны будут сформированы агломерации, которые станут основой развития экономики. А так как развивать любые малые города и населённые пункты бессмысленно и невыгодно, то, согласно вышеназванному проекту, на этом и следует сконцентрировать все получаемые страной ресурсы. Тогда как благодаря концентрации тех же самых ресурсов в крупных центрах можно будет создавать лучшие условия для производства ресурсов. Стоит отметить, что это является основной и главной задачей перестройки России. Новой перестройки, в которой вновь не найдётся никакого места ни рабочему, ни крестьянину, ни среднему классу, ни вообще привычного всем общества.
Неизвестность источников из числа экспертов Правительства и Администрации президента может смутить иного скептического человека. В самом деле, из уст иных экспертов от президента звучат порой до крайности сомнительные и откровенно неисполнимые предложения и советы. Однако тот же самый скептик, либо любой внимательный и просто думающий человек, оглянувшись по «информационным сторонам» нашего нынешнего времени, поймёт, что в 2011-м году это был отлично подготовленный и заранее выверенный выброс в информационное поле страны. Страна на вызов промолчала.
Политическая фантастика, годная лишь для писательского пера?
Так оно и казалось в далёком ныне 2011-м году. Но на дворе - новые времена и на «престоле» - новый президент. И вот уже далёкое будущее стремительным, но таким ещё неуклюжим поездом «братьев Люмьер» уже прибывает на наш «вокзал Ла-Сьота», громыхая проектами и чадя перспективами.
Все последующие выдержки взяты из газеты «Известия»: «В конце 2010-го года эксперты в Правительстве и Администрации президента Д. Медведева разработали проект замены нынешних 83-х Субъектов Федерации 20-ю городскими агломерациями». Какие то были эксперты и какой именно экономической школы, наверное, объяснять не нужно. И потянулись мутные «жгуты» новой реформы на тот момент по уже настрадавшейся стране. Дотянулась такая вот «щупальца» и до Челябинской области. Прощупала почву и отползла, до поры до времени, в бессилии. На тот момент очень многие Субъекты Федерации были против такого деления, и во многих из них Властям оказали сопротивление: Свердловск, Нижний Тагил, Чебоксары, а так же Челябинск. Именно о Челябинской агломерации, о создании которого уже подписан документ, который и реализуется в запланированном масштабе, будет более подробно рассказано в заключительном, Третьем Гласе данной статьи.
Вкратце следует поведать лишь о том, что из столицы Южного Урала начали создавать так называемую агломерацию «Большой Челябинск», взяв за основу «Большую Москву». При сём процессе на первом его этапе предполагалось объединить несколько населённых пунктов и пару городов. В числе последних был Копейск. И именно с ним и произошли первые проблемы. Ни население этого города, ни его Городская Дума не захотели превращать свой город в очередной район Челябинска. Референдума не было, но всевозможные опросы и рейтинги сообщают о том, что абсолютное большинство копейчан против поглощения их города каким-либо другим мегаполисом.
Агломерации, конечно, - дела будущего, хотя зачинаются они уже сейчас, и мнений здесь, как минимум, два. Хотя не нужно забывать глас народа, который в большинстве своём всегда выступал против агломераций, а посему с совершенной уверенностью рисовать картинку будущего, как несомненную апокалипсическую перспективу, всё же не стоит. Есть доводы, есть и факты, есть идеи, есть и планы, разработанные проекты, на которые есть серьёзные вопросы и к коим предъявляются обоснованные претензии. Это надо обсуждать и это надо объяснять людям, давая каждому из них возможность отреагировать, выразить своё мнение и проголосовать «за» или же «против». Ведь те же самые агломерации создаются (по заверениям разработчиков документа) в итоге для блага человека, в ней живущего, и для развития страны в целом. Однако на данный момент создаётся уверенное впечатление, что вся эта перестройка затевается исключительно для производства большей добавленной стоимости и зарабатывания больших денег. Без всяких поправок на уровень жизни людей, будущих осуществлять эту перестройку.
Но какова же цена этих денег? И в чей «банковский карман» они тихо лягут?
«Обеспечьте капиталу 300% прибыли и нет такого преступления, на которое он не рискнул бы пойти, хотя бы под страхом виселицы» (c). Карл Маркс.
К сожалению, следует констатировать тот факт, что соотношение «прибыль - виселица», за последние годы сильно упало.
Вот те выгоды, плюсы и радости, грозящие нам от слияния городов, даже не населённых пунктов, как указано в любой энциклопедии, - в агломерации.
Согласно плану, озвученному ещё Д. Медведевым, на основе крупнейших городов России будут сформированы агломерации, которые и будут точками роста экономики.
В них-то, по тому же проекту, следует сконцентрировать все ресурсы, так как выяснилось, что развивать малые города уже бессмысленно.
В крупных же центрах будут создаваться все необходимые условия для производства благодаря продуманной инфраструктуре и концентрации ресурсов.
Другими словами, здесь говорится о скученности в одном месте людей и предприятий, в том числе и тяжёлых. То есть, всего для «создания всех необходимых условий для производства». А «продуманная инфраструктура» потребна лишь только для быстрой и дешёвой доставки «рабсилы» на заводы. Парки культуры, городские сады, обширные места отдыха горожан - на данный момент всё это лишь мешает «успешным сити-менеджерам» в устройстве лучшего лично для них города. Много ли сейчас разбивается таких вот обширных по площадям мест для отдыха? Наоборот, все парки и скверы - наследие советских времён, и именно на них идёт наступление точечными застройками. Невыгодны стали места отдыха, вместо них людей загоняют в торгово-развлекательные комплексы. Общество обязано потреблять, а не гулять по скверам или отдыхать в парках. И это авторы почитают за благо?
Но никаких конкретных расчётов, планов и моделей не представлено до сих пор. Только благие пожелания, спорные идеи, туманные намёки, да странные выводы.
В проекте, в частности, предлагается: «упрощение миграционного режима, создание структуры с заданными свойствами эффективности, энергетическая самодостаточность на основе возобновляемых источников энергии, экологическая эффективность, комфортная планировочная структура городского пространства, единая скоростная система общественного транспорта, вынос производств за пределы центров агломерации, переселение людей в пригороды, а также формирование общего торгового, образовательного и культурного пространства».
Возникает, однако, вопрос: что же мешает всё это реализовать сейчас без абсолютного изменения федеративной структуры России и упразднения существующих субъектов федерации? Кроме того, перенос, к примеру, таких гигантов как ЧТЗ и ЧМК в ситуации нынешнего положения в политике и экономике страны может растянуться на долгие лета и буквально «сожрать» дикое количество денежных средств. А таких предприятий по стране пока ещё достаточно. Но возможно, что перенос ЧМК, общая площадь которого составляет более 22-х квадратных километров, куда подальше, и постройка на том месте «комфортной планировочной структуры городского пространства» - великая и полезная затея, но вот просто так переносить комбинат глупо, неэффективно и крайне нерентабельно. И вопрос о возможности произвести это на деле даже не ставится. Параллельно с переносом необходимо все эти предприятия модернизировать, ну хотя бы уже по причине того, что было заявлено о новой индустриализации. А таскать туда-сюда устаревшие фонды комбинатов и ветхие мощности заводов дорого и глупо. И уже на всё это потребуются невозможные средства, которые в отсутствии западных инвесторов, лишних денег в бюджетах и разума в Минфине и Центробанке в современном олигархическом строе взять просто неоткуда. Опять же, даже не стоит упоминать о таких пороках возможных переносчиков, как взятки, мздоимство, подставные тендеры, откровенное воровство и общая коррупция, кои просто «уведут» половину всех выделяемых средств.