Разрабатывая свой метод мышления, Френсис Бэкон упомянул о четырёх призраках (идолах), четырёх ошибках, стоящих на пути познания. Как я, по-школярски преклоняющийся перед латынью, мог пройти мимо них?
• Idola tribus. (Идол (призрак) рода (племени)). Речь идёт об изначальной, не зависящей от самого человека, повреждённости его восприятия, подобного «неровному зеркалу», отражающему всё искажённо и обезображенно.
• Idola specus. (Идол (призрак) пещеры). Заблуждения конкретного человека, пребывающего в некоей «собственной пещере», вид из которой определяет его «личное мнение», искажённое симпатиями, антипатиями, чем угодно «личностным».
• Idola fori. (Идол (призрак) рынка). Всё, что связано с языком, его ущербностью и размытостью дефиниций - инфиниций, что ведёт к бесконечным бесплодным спорам и тупиковому непониманию.
• Idola theatri. (Идол (призрак) театра). Влияние научных догм, штудий господствующих школ, воспринимаемых a priori, попросту, бездумно.
Со времён жизни Бэкона (XVI -XVII в.в.), разумеется, не изменилось ничего. Зеркало, как и прежде, похвально неровное, вид из пещеры столь же убог. В минувшем веке структурные лингвисты, было, набросились на «призрак рынка», да, в общем-то, и откатились без особо впечатляющих результатов. Что же до «призрака театра», он приобрёл вовсе устрашающие формы и очертания. Повальное (похвальное) образование, в отличие от Нового времени, где и грамотных-то было шиш, да маленько, превратило догматизм в новую религию, скромно именуемую «сциентизмом».
Homo Imprūdens. Человек Неразумный. Забавно - убери одну букву - Homo Impūdens - и получится Человек Бесстыдный. Забавно в том смысле, что в этом определённо есть смысл, пусть и ускользающий.
Я всё же предпочту статус Homo Errans. Человека Заблуждающегося (или просто блуждающего). Внутри своей головы, скажем. А вдруг в блужданиях своих, да и выйду, куда следует? А вдруг.