ВАРВАРА И ЕЁ

Jul 13, 2024 02:10



«По сообщению С. В. Комаровой, санкт-петербургский художник, отдыхавший в середине 1990-х годов в Каргопольском р-не Архангельской обл., наблюдал, как его хозяйка, усаживаясь за стол, каждый раз приглашает угоститься небольшую деревянную куколку, стоящую под иконами. Куколка имела явно выраженные «мужские признаки» и, как вскоре выяснилось, являлась изображением умершего мужа хозяйки. В своем дневнике художник не только сделал зарисовки «мужичка», но и отметил, что хозяйка неоднократно в его присутствии восхваляла соседкам его мужские достоинства [ЛА КСВ, пос. Волошка]».

(И.А. Морозов, «Феномен куклы в традиционной и современной культуре»)

Прочитав вышеприведённую цитату, я припомнил, что у меня есть одна давняя знакомая, женщина лет сорока, тоже поигрывающая в кукол.

Особа довольно темпераментная и влюбчивая, она пережила много амурных сюжетов, вот и замужем была раза три, а иных приключений было куда как больше. Сейчас, несколько угомонившись, она вышла замуж в четвёртый раз.

С каких пор повелось за ней это - не ведаю, ибо знаю её лет эдак десять, не больше. Но, так или иначе, повелось: расставшись с очередным мужчиной, дама мастерит из тряпок, ваты и пуговиц куклу, изображающую оного мужчину и усаживает её на специальную полку, где, помимо неё, обитает уже десятка три примерно таких же чучелок.

«Примерно таких же» - не более того, ибо каждая кукла обладает рядом отличительных особенностей: и личико особенное, и комплекция, и рост, и те самые мужские прелести - у кого-то весьма впечатляющие, у кого-то совсем мелкие. Разумеется, каждая кукла наделена своим именем.

Четвёртый муж принуждён мириться с этим, скажем мягко, «чудачеством», хотя никаких позитивных эмоций оно ему не доставляет. Женщина (назовём её Варварой) ведёт со своими куклами какие-то бесконечные беседы, выясняя отношения то с одной, то с другой. Есть у неё фавориты, которых она усаживает на «почётные места», то и дело украшает их то пуговицами, то блёстками какими-то, и четвёртому мужу в пример их ставит.

Есть и парии, над которыми она откровенно издевается, творит с ними какие-то мелкие похабства, засовывает куда подальше, чтобы глаза их не видели.

Впрочем, иной раз фавориты теряют доброе к себе отношение, равно как забитые и неухоженные парии вдруг впадают в милость, всячески штопаются, холятся, лелеются и так далее.

Варварин муж (назовём его Валера) волей-неволей принуждён во всём этом действе принимать участие, поскольку порой Варвара заявляет, что кукла Петя хочет с ним поговорить, сама же выступает «переводчицей» между Петей и Валерой. Зрелище довольно удручающее, обычно завершающееся обвинением Валеры во всех смертных грехах и угрозой, как говорит Варвара, «сшить ему куклу».

Валера уже наизусть выучил историю взаимоотношений Варвары с каждой из кукол. По чести сказать, совершенно непонятно, что Валеру там вообще держит. Однако ни шатко, ни валко, живут уже третий год, и пока трудно предположить, когда и чем вся эта свистопляска закончится.

Валера подозревает, что Варвара уже давно «сшила ему куклу», но пока хранит её где-то отдельно и к остальным не присоединяет. Впрочем, всё это лишь на уровне каких-то неявных ощущений: Валера совершенно не понимает мотивацию многих своих поступков, и, да, не в состоянии уразуметь, что его держит в этом бедламе. Потому и объясняет это негласным существованием своей куклы и манипуляциями с нею со стороны Варвары.

ТЕКСТЫ

Previous post Next post
Up