В 1990-х российская армия казалась глубоко больным, загнанным зверем, из которой, как кровь, утекали на гражданку кадры и маттехбаза. Беззащитные защитники отечества. Хотя даже в этих условиях русские воины показали удивительную стойкость в первой чеченской кампании, в условиях тяжелейших городских боёв и горной местности. Хуже условий просто не бывает, а поди ж ты.
В 2000-х впервые на первый план вышли силы специального назначения и особо подготовленные части. Сам миллениум начался с трагического, но знаменательного
подвига псковских десантников у высоты 776. Затем в медийной ряби замелькали бойы «Альфы», спецподразделений ВВ, ГРУшники. Логически завершился этот период, ознаменовав переход в новый этап, войной «08.08.08», когда обученная американскими инструкторами грузинская армия стала сдавать нормативы пробежек вдаль от линии фронта. В информационном пространстве эта кампания, несмотря на потери в живой силе (небольшие, но тем горше), заслужила имидж праздничной прогулки по курортам Грузии. Причём, впервые на сцену к ошарашенным зрителям вышли силы Черноморского флота, немножко потопившие батумскую флотилию. Это был первый не очень приятный для американцев сюрприз. Одно дело - борьба с партизанским движением на Кавказе, другое дело - стремительный, но реальный, блицкриг с армией чужого государства.
Доказательства того, что сюрприз пришёл к западным партнёрам надолго, не заставили себя долго ждать. Резкий перелом наступил в 2014 году, когда якобы злая, якобы грязная, якобы плохо снабжённая российская армия, предстала перед объективами всего мира в образе «вежливых людей» с дорогой экипировкой, берущих целый полуостров с помощью слов «будьте любезны» и «пожалуйста». Напомню, что потери с обеих сторон в ходе «аннексии» Крыма составили 0 погиблих, 0 раненых, 0 пропавших без вести. При этом едва ли не главным деморализующим оружием стала зарплата российских контрактников. «Но вы же... бедные... голодные... российские солдаты... Но как же так...», - повторял в недоумении внутренний голос. «Но вы же... злые... русские хамы... затравленные призывники...», - тихонечко замолкал он, глядя на улыбчивую братию в камуфляже.
2015 год становится новым этапом в ломке представлений об армии России. Если 2008-ой был первым неприятным сюрпризом, если 2014-ый был неприятным подтверждением неприятного сюрприза, то 2015-ый принёс полную корзину неприятностей на голову американских и аффилированных с ними уважаемых партнёров. Вот что пишет один из военных аналитиков о российских силах в Сирии.
«Прямо сейчас российская армия выглядит в Сирии очень достойно. Само по себе начало такой операции для многих оказалось полной неожиданностью. Конечно, русская армия появилась в Латакии не на пустом месте, но впечатляет скорость, с которой ВС РФ смогли развернуть хорошо оборудованную базу и наладить ее снабжение. Любопытно, что упор сделан на современную и эффективную ПВО - по словам командования НАТО, у русских в Сирии кроме истребителей имеются еще наземные комплексы противовоздушной обороны «Тор» и «Панцирь».
Уже развернуты установки радиоэлектронной борьбы, предназначенные для подавления авиационных радаров и борьбы с беспилотниками... К тому же к свободнопадающим и корректируемым авиабомбам русские добавили высокоточные Х-29Л с лазерной головкой самонаведения и боевой частью в полтонны весом. В общем, никто не ждал от ВКС такой эффективности...
Седьмого числа к авиаторам присоединился флот. Удар джихадистам нанесли с неожиданной стороны: крылатыми ракетами типа 3М14 комплекса «Калибр» по противнику отработала Каспийская флотилия.
Прозябавшее в безвестности соединение, о котором почти никогда и никто не говорил и не писал, неожиданно оказалось в центре всеобщего внимания. Корабли обстреляли позиции террористов двадцатью шестью ракетами. Удар наносили сторожевой корабль «Дагестан» и малые ракетные корабли «Град Свияжск», «Углич» и «Великий Устюг». Пуск на полторы тысячи километров через территорию двух стран прошел успешно».
Можно долго спорить о геополитических хитросплетениях и целесообразности вовлечений российской армии в сирийскую кампанию. Но если отвлечься от контекста, посмотреть на факты и учесть, что российские военные уже там, то остаётся только порадоваться тому, как достойно они себя показывают. Зарубежная военная кампания с использованием высокоточного оружия, авиации и флота, конечно, стоит дорого. Но доброе имя тоже недёшево. И именно этим зарабатыванием доброго имени - а в чьих-то глазах и устрашающего лика - занимается сейчас российская армия. Сама по себе способность продемонстрировать боеспособность такого уровня в геополитическом торге дорогого стоит. Остаётся ждать, что однажды символический капитал, заработанный на пуске с Каспия высокоточных ракет и недосягаемых для ПРО бомбардировок из стратосферы, Россия обменяет на жирные плюсы.