«В Петропавловске-Камчатском полночь…»

Jan 14, 2014 19:47

Зацените, написала пост в блог Друзей:

Камчатка - это такое специальное место, где понимаешь, что все на самом деле не так, как уложилось у тебя в голове "на твоей среднерусской равнине". Полдень здесь в 4 утра по Москве, горы дымят, как паровозы, кабачки по 400 рублей за килограмм, а красная рыба запрыгивает в руки, как бы намекая: «съешь меня». Камчатка стоит того, чтобы лететь туда за 10000 км, жизнь стоит того, чтобы путешествовать, вот я к чему.

Помните эту фразу с радио «Маяк»? Пожалуй, в другом контексте я слова «Камчатка» и не встречала. Камчатка… На уроке географии она мелькнула пару раз своими очертаниями, напоминающими рыбу, слышала и в новостях - завалило долину гейзеров. О том, что я скоро попаду туда, не было и мыслей: во-первых, это же практически на другом конце земли, во-вторых, билеты на самолёт стоят космических (для билетов и для меня) денег, а дорог туда нет, в-третьих, там же медведи!
Но кое-что вдруг изменилось. Сначала родители, которые съездили туда и привезли целый жбан красной икры, коготь медведя и кучу фотографий, затем друзья начали разведывать камчатские тропы, потом я познакомилась с человеком, который доехал туда стопом из Питера и вернулся обратно. Я поняла, что, в принципе, это реально. Но последней (и решающей) каплей была акция от Аэрофлота, дающая право молодежи до 23 лет лететь на Камчатку в три раза дешевле. Это был последний шанс, так что я неслась в Пулково, как ветер, чтобы выкупить последний билет по акции. Страхи относительно медведей и извергающихся вулканов пришли с опозданием, но отступать было уже некуда, билет был на руках.
Когда летишь на самолёте 9 часов со скоростью 800 км/ч, при этом не пересекая никаких океанов, морей и государственных границ, понимаешь, в какой огромной стране мы живем. «Широка страна моя родная», хотя, это скорее длина. Я ощущала это расстояние каждой мышцей спины, затекшей в самолетном кресле, глазами, посмотревшими уже 2 фильма, ушами, улавливающими гул турбин и «этот подозрительный стук двигателя». По прилету начала ощущать, что такое часовые пояса и к чему приводит резкая их смена. Но это все мелочи, главное - я на краю света, дальше - старый приятель Тихий океан, пересечь бы его и кругосветка в кармане! Но я не за этим здесь, меня ждет «это странное место Камчатка».

***
Поход - это всегда приключение, особенно в компании 36-ти человек. Мы запаслись газом, 30-ю килограммами галет, фальшфеерами, ракетницами и свистками (от медведей) и отправились в путь. Первая наша цель - вулкан Горелый. Его видно издалека, еще бы, сложно не заметить гигантский столб дыма, вертикально поднимающийся в небо.

Вулкан находится в активной стадии, последнее извержение было в 1986 году (а для вулкана это вчерашний день) и завтра мы на него взойдем!

Вы что, думали, на вулкан сбегаем и все? Нужно же еще до следующего идти!

Следующая наша цель - вулкан Мутновский. Ориентироваться в этих краях легко - идти нужно «от дымка к дымку», движение затрудняет только слой снега, который еще не растаял к началу августа. СНЕГ, который ЕЩЕ не растаял к началу АВГУСТА. Зато идти свежо!

Долго ли, коротко ли, дошли мы к подножью Мутновского. В первые дни похода мышцы еще не болят, шоколада не хочется, утренняя каша выбрасывается на радость медведям. Кстати, о них: сегодня обнаружили первые следы - на мокрой грязи, свежие, оставленные там не более получаса назад. Торжественно поклявшись, что будем доедать все вместе с упаковкой, пошли ставить лагерь. Для справки: у медведей очень хороший нюх (в отличие от зрения), особенно на мясо, поэтому ни в коем случае нельзя выбрасывать еду вблизи лагеря, а консервные банки нужно сжигать или мыть моющим средством. И, конечно, не стоит оставлять грязные миски, иначе медведь придет и сам почистит их, языком. Именно это произошло в группе, которая шла параллельно нашей.
Восхождение на Мутновскую сопку сопровождалось марсианскими пейзажами, неизвестно откуда взявшейся собакой Динго и запахом сероводорода, и чем ближе мы подходили к самой интересной его части - фумаролам, тем сильнее чувствовался запах, невероятнее становились пейзажи, страннее вела себя собака. В конце концов, она забралась на какой-то камень и завыла на все ущелье. Но вернемся к фумаролам. Открываем Википедию: « Фумаро́ла (итал. fumarola, от лат. fumo - дым[1]) - трещины и отверстия, располагающиеся в кратерах, на склонах и у подножия вулканов и служащие источниками горячих газов». И выглядят они примерно так:

Дабы не отравиться подземными газами, даже от воспоминаний о которых у меня щиплет в носу, мы не стали надолго задерживаться у фумарол. Небольшая фотосессия у каждой такой кипящей штуки в 10 различных позах и вниз.

По доброй традиции, одним восхождением физические нагрузки не ограничились. И переходом к следующему месту стоянки тоже. Мы заблудились в ватном камчатском тумане и ходили несколько часов по зарослям в поисках горячих источников, производя как можно больше шума угадайте, для чего? Правильно, все тех же медведей. По технике безопасности, в местах обитания косолапых ходить нужно громко и толпой, чтобы животное заранее услышало вас и успело уйти. Опаснее всего застать мишку врасплох, тогда он может испугаться и напасть. Однако это сложно, несколько часов подряд петь во все горло. Спасали свистки, встроенные в застежки рюкзаков и особо голосистые товарищи, бодро поющие «А нам все равно» уже десятый раз подряд. Блуждание прошло благополучно и мы добрались наконец-то до горячих источников ГеоЭС. Открываем Википедию: Геотерма́льная электроста́нция (ГеоЭС или ГеоТЭС) - вид электростанций, которые вырабатывают электрическую энергию из тепловой энергии подземных источников. Итак, мы решили получить свою порцию энергии подземных источников и получали ее весь следующий день, делая перерывы только на еду. Хочется отметить, что обычно горячая ванна в походе бывает только во сне, и эффект от нее сугубо психологический, с последующим разрушением иллюзий и возвращением в неприглядную действительность. Но все меняют термальные источники! Иногда я задумываюсь над тем, чтобы выбирать такие маршруты, на пути которых есть хотя бы самый захудалый горячий источник.
Следующую часть нашего маршрута можно обозначить как движение к океану. Как известно, все реки стремятся к какому-нибудь морю-океану, и это иногда даже спасает заплутавших в тайге людей: иди себе вниз по течению, и выйдешь к устью, а там и цивилизация. Но в этот раз этот закон сыграл с нами злую шутку. Помните, тот нерастаявший снег, по которому мы шли к Мутновскому? Так вот, он все-таки тает, питая воды реки Жировая, отчего она разливается, и тропа идет в основном через броды. Именно на этом отрезке пути два года назад мой друг сражался с медведицей (с благополучным исходом для обоих). Мы шли по бродам весь день, а вода в них с каждым разом становилась все глубже и быстрее.

Тогда и родилось на свет великое изобретение человеческих умов: «мужицкий мост»! Для безопасности женской половины группы мужская половина выстраивалась поперек реки, держась за руки и опираясь на палки, и так, в противостоянии потоку и температуре воды наши смелые мужчины становились нашей в буквальном смысле опорой и надеждой на выживание в ледяной воде.
Прополоскав как следует запылившиеся на вулканах ботинки, мы достигли того, ради чего шли через довольно опасный участок маршрута - океана. Тихий встретил нас спокойно, но сурово. Судя по температуре воды, это был, скорее, Северный Ледовитый. Искупавшись для галочки, мы оделись во все самые теплые вещи и приготовились…

Место нашей стоянки называется бухта Жировая. Открываем сами знаете что: «Поводом для него (названия), очевидно, послужили регулярные подходы в этот район авачинской жирующей сельди, промысел которой велся вплоть до 50-х годов XX века». Жирующей сельди!

Не знаю как насчет сельди, но горбуша там жирующая, приезжие рыбаки и туристы тоже, медведи тоже. С некоторыми из них мы вскоре познакомимся.

А вот и они:

На этом поход еще не закончился, были еще горячие источники, а потом еще одни, было восхождение на Авачинский вулкан, ночное ралли по руслу реки на старой вахтовке с водителем, предлагающим водку, а то он больше не может. Был и дождь, и солнце, и ветер, и комары, и евражки, берущие еду прямо с рук. Была целая жизнь, как и всегда в походе. Пересматривая фотографии, вспоминаешь все как фильм, снятый мной со мной же в главной роли. Как же теперь рассказать обо всем так, чтобы было правдиво? Со всеми звуками, запахами и чувствами? Вот дождь барабанит по капюшону, а вот запахло мокрой травой, вот скулы свело от кислой жимолости, а вот облака растеклись ватой под ногами. Но это лишь случайно выхваченные кадры из киноленты, способные только поджечь чье-нибудь желание, вдохновить на путешествие.