Originally posted by
femina_vita at
Нейрофизиология отношений Часть 1 По материалам книги Крис Фирт "Мозг и душа"
" Разумеется, каждый из нас неповторим. Но у всех нас есть и общие свойства психики.[...]
Все мы знаем, что наш внутренний мир не менее реален, чем наша жизнь в материальном мире. Безответная любовь приносит не меньше страданий, чем ожег от прикосновения к раскаленной плите. Более того, судя по результатам томографических исследований, в реакциях физической боли и страданиях отвергнутого человека задействован один и тот же участок мозга.[...]
Наш мозг потребляет около 20% энергии всего тела, несмотря на то, что его масса составляет лишь около 2% от массы тела. Весь мозг пронизан сетью кровеносных сосудов, по которым и переносится энергия в форме кислорода, содержащегося в крови. Распределение энергии в мозгу очень точно отрегулировано, так чтобы в те участки мозга, которые в настоящий момент наиболее активны, ее поступало больше"
************************
После получения психотравмы, основная доля энергии, поступающей в мозг тратится на переработку травмы. Чем бы не занимался травмированный человек (особенно, если это механическая работа, типа глажки белья) в мозгу будет "крутится пластинка" до тех пор пока травма не будет переработана. Чем значительнее травма (то, как событие воспринимается человеком), тем больше времени понадобится на ее переработку. Любая другая деятельность, которая требует не автоматической работы мозга, будет происходить с существенными отклонениями от нормы: в период переработки глубокой психотравмы страдают процессы памяти, внимания, мышления. И как бы не советовали ближние "переключится", "занять голову", "загрузить себя делами" пока идет процесс переработки травматичной ситуации, влияние на свое внутреннее состояние у травмированного человека ограничено. Сила воли, сила личности здесь не причем - перестройка состояние мозга - это не только когнитивные и социальные вещи, но и биологические процессы.
*************************
"Никакой разницы между внутренним миром человека и материальным миром на самом деле нет. Все, что мы знаем, как о материальном мире, так и о внутреннем мире других людей, мы знаем благодаря мозгу. [...]
Если наши органы чувств повреждены, это плохо сказывается на нашей способности исследовать материальный мир. [...]
Более того, зная, где именно был травмирован мозг, мы можем предугадать, как в результате этого изменилась психика пациента. Но эта связь между мозгом и психикой несовершенна. Это не взаимно однозначная связь. Некоторые изменения активности мозга могут никак не сказаться на психике. С другой стороны, я глубоко убежден, что любые изменения психики связанны с изменением активности мозга."
*************************
Это коррелирует с так называемыми возрастными кризисами человека, и кризисами брака, которые описаны психологами. Изменения в поведении партнера или руководителя, или ребенка не всегда связанны с вами. Более того, гадкие проявления человеческой сущности, такие как ложь, насилие, подлость, измена и предательство вообще никак не связанны с вами, если вы не совершали в отношении партнера ничего из того, что я перечислила.
Подобные поступки связаны с когнитивными установками человека (которые могли от вас намеряно скрывать, например в случае абьюза) и активностью (состоянием) мозга на текущий момент.
Таким образом, предлагаю всем жертвам любого насилия навсегда выкинуть из своей головы мысли "я сделала что-то не так", "со мной что-то не так", "со мной так поступают, потому что я виновата сама, или заслужила, или спровоцировала".
*************************
"Именно наш мозг дает нам возможность проникнуть во внутренний мир других людей, и отсюда возникает вполне закономерный вопрос, как у него это получается. Наука вполне может объяснять, как нам удается понимать других людей, точно так же как она может объяснять, как мы, отдельные люди, понимаем происходящее в мире вокруг нас. Психология как наука во многом занимается именно этим.
Наши знания о материальном мире по своей природе субъективны. Все, что мы знаем о материальном мире, записано в модели этого мира, создаваемой нашим мозгом. Мозг создает эту модель на основе наших априорных знаний и сигналов, поступающих от органов чувств. Тем самым наш мозг воссоздает материальный мир деревьев, и птиц, и людей. Наши знания о внутреннем мире других людей могут возникать точно так же. Сигналы, поступающие от наших органов чувств, позволяют мозгу создавать модель нематериального мира представлений, желаний и намерений. Но что за сигналы говорят нам о том, что происходит в со-
знании других людей? Я говорю здесь не о речи и не о языке Многое из того, что мы знаем о внутреннем мире других людей мы узнаём, просто наблюдая за тем, как они взаимодействуют с окружающим миром, как они движутся. "
*************************
Именно в этой фразе, описана цепкий капкан абьюза и газлайтинга: жертва наблюдает, как абьюзер взаимодействует с окружающими и миром и остается в отношениях, прощая снова и снова такого "замечательного" человек, надеясь на изменения. Жертва бьется со своими драконами "я не такая", "со мной что-то не так", не доверяя своим чувствам и мыслям, потому что в сознании происходит чудовищное расщепление - он такой чудесный только со мной (и детьми) ведет себя так ужасно.
Еще раз:
поведение человека обусловлено когнитивными установками (ценностями) и текущей активностью головного мозга. Если в отношениях присутствует насилие, то это не проблема "неправильного поведения" жертвы, это умственная убежденность агрессора на допустимость подобного поведения, подкрепляемая состоянием его головного мозга. Не важно, как будет вести себя жертва, кто эта жертва, качества ее личности и т.д. - насилие в отношениях с агрессором произойдет; различны будут лишь его формы и градус (повреждающее воздействие) - от эмоционального до физического насилия.
Продолжение следует.