Originally posted by
evo_lutio at
Озон, Назон и женская одежда«Новую подружку» Франсуа Озона я посмотрела давно, а сейчас вспомнила в связи с тем, что прочитала у Овидия Назона про Геракла и Омфалу.
Тем, кто не знает эту историю, я расскажу.
Геракл был великим героем (ну это все в курсе) в конце концов он даже стал бессмертным, совершив свои 12 подвигов. Само собой, эти 12 подвигов имеют алхимические толкования, но речь сейчас не об этом. В истории его подвигов есть один забавный эпизод, который, несмотря на то, что очень мал, стал сюжетом для множества известных картин и произведений. Разные живописцы в разные века отражали этот сюжет в своих картинах. Не обходили его и поэты. За что же такая честь?
Эпизод заключался в том, что Геракл, который в наказание за убийство того, кого не надо, был отправлен Гермесом в рабство к царице Омфале, наряжался в ее платья. ШОК. Пустяковый этот эпизод был отражен в древних фресках, так однозначно, что иначе не растолкуешь, и все-таки многие старались Геракла оправдать.
Овидий, например, преподнес историю так. Дескать, бог Пан, известный развратник, присмотрел Омфалу, пока она прогуливалась со своим мужественным рабом-любовником у ручья (тот, как полагается, был обряжен в свою львиную шкуру, конечно же) и стал к ней приставать. То есть Пан стал приставать к Омфале, которая была в своем красивом женском платье, а ее раб Геракл - как полагается, в мужском. И тогда, чтобы проучить похотливого Пана Омфала придумала потрясающе остроумную шутку. В платья ее нарядился Геракл и стал поджидать Пана в ее спальне, ночью, а когда Пан явился, дал ему такого пинка, что тот отлетел. От обиды Пан стал распускать сплетни, что Геракл носит женские платья и головные уборы.
Из всей этой нелепой истории можно сделать только один вывод. Овидию, несмотря на всю широту его взглядов, было за Геракла неловко. Так, что даже дар гениального драматурга ему на время отказал, и ничего лучше этой сумбурной истории он придумать не мог. Несмотря на все свои захватывающие Метаморфозы.
Овидий словно забыл о том, что сам Тесей явился в Афины в женском платье, в которое его нарядила его мать Эфра. Передав ему, кстати, тайны мастерства, благодаря которым Тесей соблазнил Ариадну, сверг Медею, покорил царицу амазонок Антиопу и сделал еще много всего пикаперского. Но не суть. Суть в том, что Тесей женского платья при входе в Афины не стеснялся и это известный многим историкам факт. То есть это не только Грейвс описывал. Также не слишком чурался женских платьев Дионис, которого по приказу Зевса в младенчестве растили как девочку. Диониса, кстати, нередко идентифицировали с Паном.
А Овидий женские платья на мужчинах презирал. В его время мужчинам такое носить было уже позорно. Поэтому он и придумал всю эту нелепую историю с Паном. Как будто прямо у ручья Геракл не мог отвесить Пану пинка, а должен был сделать это именно в спальне Омфалы, нарядившись в ее платье. Зачем царице в спальне платье, и какую роль это платье играло в темноте для Пана, понять невозможно.
Но вернусь, пожалуй, к Озону. Озон в отличие от Назона этой темы стесняться не стал. Хотя после Альмодовара это было не так уж сложно. По отзывам, российская публика восприняла фильм неприветливо, многие писали, что ушли сразу после начала и долго чувствовали тошноту. Соль фильма в том, что главная героиня хоронит любимую подругу, а потом застает ее безутешного супруга с новорожденной дочкой, в платье подруги и парике, ну и в макияже. То есть супруг оказывается транссексуалом, как снег на голову. Озон пытался показать бурю сложных чувств: с одной стороны латентная женская бисексуальность, с другой стороны латентный мужской транссексуализм, и при этом человеческая дружба и тяга друг к другу двух андрогинных сердец.
Главный герой, на мой взгляд, уродливая копия самого Озона. То есть Озон, на мой вкус, хорош собой, а актер, исполняющий главную роль, некрасив или даже уродлив, но тем не менее, на него похож. Но это не значит, что я думаю, будто у Озона самого есть страсть к переодеванию. Скорее всего, его интересует преодоление гендерных различий.
По статистике трансвеститы почти всегда гетеросексуальны (Озон - открытый гей), иногда бисексуальны, но предпочитают женщин. Трансексуалки (мужчины, стремящиеся стать женщинами), кстати, тоже чаще всего предпочитают женщин, как это ни странно. То есть в то время, как простому обывателю кажется, что мужик стремится стать бабой исключительно ради того, чтобы спать с мужиками, в реальности все обстоит совсем иначе. Немалый процент транссексуалок асексуальны, и более половины заявляют о своей ориентации на женщин, оставшаяся часть бисексуальны, а выбирают только мужчин весьма незначительный процент. То есть, в основном, транссексуалки - это люди, которые не любят мужской гендер, ни на себе, ни на других. Они любят женское. И это довольно логично, хотя и парадоксально на взгляд тех, кто мыслит со своей колокольни.
Главный герой в «Новой подружке» говорит про свою умершую жену: «С ней я забыл про свою страсть к женской одежде, мне хватало ее женственности» и это очень типично для транссексуалок, они культивируют женственность и часто довольствуются лишь тайной идентификацией с любимой, поскольку боятся встретить ее негативную реакцию. И правильно боятся. Большинство женщин реагируют на это плохо. Судя по отзывам, российские женщины восприняли тягу героя как акт мазохизма и унижения. Овидию, похоже, это тоже казалось унизительным, поэтому он стремился оправдать Геракла.
Но Геракл вряд ли чувствовал себя униженным, когда наряжался в платья Омфалы. Скорее наоборот. Если верить Грейвсу, Ревийю, Бриффо и др. эпизод с Омфалой - отголосок древнего обычая, когда цари-жрецы не играли никакой самостоятельной роли, но иногда заменяли цариц-жриц во время обрядов, наряжаясь в их платья. То есть мужчины воспринимали переодевание как честь и торжественный момент посвящения, а не как унижение и издевательство или мазохистический акт.
Неправда ли, нравы здорово изменились? Причем изменились они уже во времена Овидия, и с тех пор остаются во многом теми же. До сих пор мужчина, надевающий на себя женские тряпки, - несчастный изгой, страдающий от гендерной дисфории, и режиссер как бы просит зрителей проявить к нему толерантность. Создается ощущение, что сам Озон считает героя жалким, так он его изображает, хотя я могу ошибаться. Возможно, жалким Озону герой не кажется, а кажется просто своеобразным.
В древнем же мире род определялся по матери, вокруг матери и собирался род. Внутри рода не было сексуальных связей, дабы избежать рождения неполноценных детей. Существовала экзогамия - строгий запрет на сексуальные отношения внутри рода, то есть то, что сейчас называется «семья» полностью исключало любой секс. Семья - это мать и ее дети, сыновья, дочери, дети дочерей от мужчин другого рода. Детьми мужчин считались их племянники, дети сестер. Мужчина из другого рода брался на ограниченный срок, а потом изгонялся.
Именно этот обычай (описанный, в частности, Энгельсом), отражен в мифе о Геракле и Омфале. Он служил ей два года, она родила от него детей, но он имел статус раба (как все временные мужья в то время) и поэтому для него была настоящая честь облачаться иногда в ее царское платье.
С тем же обычаем, кстати, связан миф о Тесее и Ариадне. Овидий, да и некоторые другие тоже, из более поздних, патриархальных времен, любили преподносить все так, будто Тесей бросил ее, а она безутешная рыдала на острове, лицом в песок, пока ее не подобрал Дионис. Но Ариадна физически не могла покинуть территорию своего государства, она, на минуточку, была там царицей. Царицы не покидали свои земли, они ими владели. Представьте себе, что действующий президент нашей страны рванул бы за какой-нибудь девой на ПМЖ в Америку? Примерно так же, только еще нелепей, выглядела бы Ариадна, поехав за Тесеем в Афины.
Но и Тесей остаться не мог, возможно и хотел бы, но никому он на Крите не был нужен, к роду Ариадны он не принадлежал. Мужа в те времена критские царицы брали на короткое время. Два года у Омфалы - это даже много, брали на год, и это только царицы, а простые смертные и того меньше. Дальше "сделал дело, гуляй смело". А рожденные дети считались детьми бога. В случае Ариадны - детьми Диониса, к примеру. В случае матери Тесея - Посейдона. То есть мать Тесея тоже попользовалась Эгеем и выпроводила его в Афины. Таков был обычай в те экзогамные первобытно-общинные времена.
Во времена Овидия, когда и частная собственность и римское отцовское право были в самом расцвете, напоминанием об этом обычае остались весталки в храме Весты (Гестии). Весталки были единственными римскими женщинами, обладающими имущественными правами, к ним переходило наследство от отца, у них были все права мужчин и даже больше (например, за простую грубость, сказанную весталке, преступника подвергали смертной казни). Единственное «но»: весталки должны были хранить целомудрие, чтобы не осквернять священный огонь. С древних экзогамных времен огонь рода (а Рим был как бы одним большим родом, и происхождение его было кстати тоже от весталки, матери Ромула и Рэма, родивших их от Марса) должны были поддерживать женщины, неприкосновенные для мужчин рода. В случае с весталками это вылилось в их абсолютную неприкосновенность.
Отцовское право предполагало, что все нажитое отцом должно остаться в его роду, дочь отходила в другой род, поэтому наследовали только сыновья. Весталка могла наследовать отцовское имущество, поскольку она ничего не уносила в чужой род. Но сам обычай весталок остался в память о тех временах, когда главной была мать, материнское право было священным, мать считалась посредником между родом и богами, олицетворяла богиню. В память об этом во времена Овидия весталка считалась священной особой, ее слово в суде уважалось, а если осужденный случайно встречал весталку на улице, он считался прощенным, несмотря на приговор.
Интересно, что одежда весталок является священной и для римского католичества. Специальная повязка весталок, которая называлась и называется инфула, служит знаком отличия для высшего духовенства. (Повязка с женской головы, между прочим). Белые одежды, подобные одеждам весталок, стали первыми одеждами христианских священнослужителей.
Однако сюжет фильма Озона все равно людей шокирует.