Служить бы рад, прислуживаться тошно

Sep 09, 2014 00:22

Originally posted by alexey5351 at Служить бы рад, прислуживаться тошно
Разница, о которой пишет Грибоедов существенная. В русской культурной традиции есть достаточно оценочное и дихотомичное на мой взгляд описание “рабской” психологии. Мне это не близко, отчасти потому что так говорят люди, считающие себя аристократами, либо полностью избавившимися от внутреннего рабства. А вообще конфликт этот вполне человеческий, понятный и распространенный - среди тех, кто считает себя аристократами случается часто. Уместно не судить его, а принять как данность, попытаться понять и по возможности восстановить динамику естественного развития человека, при которой конфликт когда-нибудь разрешится. За особенностью “прислуживаться” скрывается на мой взгляд не загадочная “психология раба,” а другие свойства, имеющие отношение к развитию в детстве и к культурно-социальной адаптации в среде обитания. По-английски особенно услужливых людей называют “obsequious” или “servile”. Это как раз “прислуживаться”.

Когда человек ведет себя подобострастно по отношению к фигурам авторитета, то часто это маска, под которой скрывается подростковая оппозиционность или даже ненависть к этим самым фигурам. Подобострастность в этом случае - компенсаторная реакция (аналитики могли бы назвать ее формированием реакции - reaction formation - это реакция при которой ненависть внутри заменяется на "любовь" снаружи или наоборот). Возникает вопрос при общении с таким человеком - а что с тобой случится, если ты перестанешь практиковать все эти книксены, самоуничижение, обильные комплименты и благодарности?



Скорее всего тревожно будет, потому что опыта нейтрального, спокойного общения с фигурой авторитета практически нет, и, что очень важно, нейтрального восприятия границ тоже нет. А есть два варианта. В первом - с любой фигурой авторитета сразу в бой. Это режим, когда даже условные символы власти или ограничения (полицейская машина, правила поведения в определенном месте) - это триггер и человеку нужно сразу страстно воевать. Во втором варианте другая адаптация - это расстелиться по полу и сладко улыбаться, ставить себя пониже, авторитет повыше. Этот второй вариант может перейти в первый при удобной возможности, причем очень быстро. Динамика та же, отличается только защита. Наоборот - из активной борьбы в услужливость переход происходит реже. Жестким бунтарям не нравится быть услужливыми (да и служить в смысле Грибоедова и Пушкина им тоже очень трудно).

Динамика этих двух вариантов примерно одна - сильная, бессознательная реакция на фигуру авторитета - человек сразу тревожно ожидает от этой фигуры наезда, наказания, подвоха и прочих радостей жизни (Супер-Эго тревога по Бреннеру)- вполне возможно на основании существенного прошлого опыта именно таких действий авторитета, не просто так. Это очень важный момент. Не человек перед вами плохой и рабский, а он/она так адаптировался к тем условиям развития, которые он/она не мог изменить - это форма адаптации (Abraham). Мозг адаптируется таким образом, что предсказывает будущее на основании множественно повторенного прошлого (Pat Ogden). Поэтому когда людей регулярно “бьют”, им естественно ожидать “нападения”.

Аналитически у человека в подобной ситуации есть некоторая проблема с Супер-Эго - оно критичное, внедрительное, жесткое, кроме того, оно постоянно находится с ним или с ней - отпуск берет крайне редко. Кроме того, это анальная, обсессивно-компульсивная динамика. Подробнее на эту тему можно почитать, например, у МакВиллиамс (можно читать начиная с Фрейда и других теоретиков психоанализа). Но подобное описание “обсессивно-компульсивная динамика” или “оппозиционность”- это слишком просто и это описание из области one-person psychlogy. Не бывает одной изолированной проблемы, не бывает внутренней динамики без влияния среды. Эта динамика - как нить вплетена в очень сложный ковер индивидуального психологического портрета человека, выросшего в трудных условиях постоянной критики.

В плане общения дополнительная проблема в том, что человек с этой динамикой переносит свои привычные ожидания на новую фигуру авторитета (проецируя, если хотите, свое Супер-Эго на новую фигуру). Для него или для нее нет нейтральных или даже благожелательных авторитетов и в этом часть проблемы. Таким образом, он ли она не имеют практически никакого шанса общаться с авторитетами “с белого листа”. Более того, часто они тщательно и крепко тянут эту фигуру авторитета (проективной идентификацией (Кляйн)) гаркнуть на них или кольнуть их.

Терапевт в диаде с таким пациентом часто чувствует как минимум раздражение, как максимум злость (и это информативно). Удерживать подобный контрперенос сложно, особенно если он не очень хорошо осознан, потому что подобная ситуация привычна пациенту и он/она всячески ее провоцирует - оно с одной стороны неприятно, с другой предсказуемо, а значит привычно и менее тревожно. Пациенту неприятно, но он или она знает что в такой ситуации делать.

В этом поле проективной идентификации с большой вероятностью фигура авторитета не удерживает импульс, раздражение прорывается наружу, после чего обиженному остается только воскликнуть - ну я же говорил(а) что ты - жестокий, несправедливый и коварный! Что и требовалось доказать. Цикл начинается снова, но мир все же привычный и понятный - в нем все авторитеты плохие и коварные, их стоит опасаться. Меняться тогда не нужно, незачем.

Надо сказать, что часть этой динамики обусловлена культурно-социальными, особенностями. Если жить в среде, где власть регулярно ведет себя издевательски по отношению к людям, но нужно как-то адаптироваться. Кто как умеет так и адаптируется, в зависимости от конкретных условий и индивидуальных особенностей. Кроме того, нарциссичным фигурам авторитета (а они участвуют в формировании подобной динамики у их подопечных) подобострастные обожатели могут какое-то время нравиться, поэтому авторитеты подобного рода могут невольно поддерживать именно эту форму адаптации. Людям с первым вариантом адаптации - жестко оппозиционным бунтарям - сложнее жить с авторитетами, поэтому бунтари живут в состоянии постоянной внутренней войны.

В Роршах диагностике у человека с этой динамикой будет в протоколе достаточно много S (В Comprehensive System.) Во время тестирования в поведении и других тестах будет либо явная оппозиционность прямо на поверхности, либо услужливое, быстрое, автоматическое согласие во всем (не продуманное, осознанное и искренне-вежливое согласие).

Полезно помнить, что человек, который перед вами стелется, внутри ожидает от Вас нападения. Он боится вас и тщательно сдерживает злость. Важно, что услужливые люди будут дергать за хлястик и давить на границы, все так же преданно улыбаясь и рассыпаясь в комплиментах. Они будут действиями отрабатывать тот импульс, который скорее всего не осознают и не могут приостановить. В терапии это будет выражаться во всем, что касается работы с фреймом.

Терапевтически в первую очередь важно заметить и осознать эту динамику - без этого вероятность провалиться в ловушку проективной идентификации высокая. Кроме этого, важно удерживать агрессивные импульсы и быть аналитическим третьим (Reik) то есть быть новой фигурой авторитета для этого человека - нейтральной (benign). Это очень трудно делать в реальной жизни. Кроме того, как часть работы придется неизбежно носить на себе перенос плохого родителя, не защищаясь и не сбрасывая его - и в именно этом будет эмпатия, а не в убеждении пациента, что Вы хороший и “не такой” (Dr. Hedlund, personal communication).

Подобная комбинация действий будет пациенту неприятна и непривычна - вы фрустрируете его/ее потребность в постоянстве и предсказуемости, кроме того, он или она просто не знает, что в этой ситуации делать, что вызывает тревогу. Вы с одной стороны ведете себя нейтрально в плане Супер-Эго, с другой не спорите с той маской "плохого", которую он/она на вас надевает, с третьей стороны вы спокойно, но твердо держите границы (внедрительный и критичный родитель их не держал хронически). Все это очень трудно делать. В этом процессе на протяжении достаточно длительной терапии пациент интернализирует новое Супер-эго - нейтральное или даже благожелательное. Хайнц Кохут называл этот процесс transmuting internalization. Это терапевтично.

Вероятность того, что клиент уйдет рано и обвинит Вас во всех тяжких высокая, но это не значит, что работа была бесполезной и ничего не произошло. Зерна падают, время не прошло зря. Пусть работа продолжится с кем-то другим, вы сделали все что могли и пациент взял ровно столько сколько мог в этот момент унести. Это не самое страшное, что вы остались в памяти человека плохим, важно что человек на сантиметр сдвинулся - а это усилие, поэтому нормально в таких условиях обижаться и раздражаться. Очень часто бывает наоборот - терапевт добрейший и приятнейший, но изменений у пациента ноль. Впрочем, все вышеперечисленное - это мнение и есть совсем другие мнения по этому поводу.

мозг, тЕСт, Отношения, Афоризмы, здоровье, Психолог, зависимость, школа, alexey5351, наука

Previous post Next post
Up