Dec 14, 2011 17:44
Поствыборная арифметика может представлять не меньший интерес, чем предвыборная. Итак, задача номер один:
Задача № 1.
В Законодательном собрании Санкт-Петербурга - 50 человек. 30 человек проголосовали за выдвинутого "Единой России" Вячеслава Макарова, 13 - за кандидата от "Справедливой России" Павла Солтана, еще 5 - за коммуниста Юрия Гатчина. Один бюллетень был испорчен, один депутат не голосовал по причине неявки.
Вопрос: Кандидаты от каких партий проголосовали за "Единую Россию"?
Решение:
Итак, ответ не вполне очевиден: представительство "Едра" в ЗакСе снизилось до 20 мандатов, но проголосовавших за креатуру партии власти было вполовину больше. Следовательно, 10 "оппозиционеров" проголосовали-таки за Макарова, обманув ожидания своих избирателей.
Пять недостающих горе-голосовальщиков находятся сразу - это депутаты от ЛДПР, традиционные для "Едра" союзники в парламенте Северной столицы. В прошлый раз, например, они, будучи самой малочисленной фракцией, получили, тем не менее, пост вице-спикера. В принципе, ничего неожиданного в такой позиции нет. Для того, чтобы "синие" проголосовали как-то иначе, им нужно было бы предложить что-то очень большое, чего нет ни у эсеров, ни у коммунистов, ни у "Яблока".
Сопоставив количество депутатов в фракциях и посмотрев результаты голосования по вопросу о внесении в повестку дня на первом заседании городского парламента вопрос об избрании председателя собрания, мы находим еще двоих штрейкбрейкеров. Это члены фракции коммунистов Алексей Воронцов и Константин Смирнов, проголосовавшие по этому вопросу вместе с единороссами и депутатами от ЛДПР. Впрочем, в виду того, что за кандидата от коммунистов проголосовало пять человек, наличных депутатов от КПРФ в зале заседаний было шесть, а эсерам и яблочникам голосовать за Юрия Гатчина как-то неинтересно, интересы своих избирателей предал все-таки один коммунист.
Теперь "Яблоко". Максим Резник заявил, что по кандидатуре спикера принято решение голосовать за эсера. Во фракции - 6 человек. В позиции Явлинского, Вишневского, Кобринского и самого Резника сомневаться не приходится, это принципиальные люди с твердой позицией. Нотяг и Галкина менее известны, но сомнения в их позиции по вопросам поддержки спикерских амбиций Макарова тоже кажутся дутыми - достаточно ознакомиться с биографией вновь избранных депутатов.
Так откуда же взялись еще три пресловутых мандата, если пять коммунистов голосовали за своего, а пять яблочников при одном воздержавшемся, в свою очередь - за эсера? Откуда же взялись еще голоса? В ЗС завелись призраки? Или это депутаты нынешнего состава решили поддержать коллегу?
Все становится на свои места, если предположить, что проголосовавшими за Макарова оппозиционерами были депутаты-эсеры. Партийная дисциплина и принципиальная позиция никогда не были сильными сторонами партии власти № 2. Да и радикализация критики правой ноги со стороны несостоявшейся левой тоже пришлась по вкусу отнюдь не всем "косточкам" этой конечности. В предыдущий созыв парламента справороссам удалось провести тринадцать своих представителей, и сформировать вторую по численности фракцию, однако к лету 2010 года лишь четыре эсера нашли в себе силы проголосовать против отзыва лидера партии из Совета Федерации.
Очевидно, история повторяется, только на сей раз эсеры уже не ждут окончания созыва для того, чтобы идеологически самоопределиться и предать свое руководство. За три дня до выборов кандидат от СР Андрей Ларионов заявил - почему-то на партсобрании "Патриотов России" - о том, что он, по причине несогласия с позицией руководства, выходит из партии: "что "Единая Россия", что "Справедливая" - все одним миром мазаны". Сходство Россий, впрочем, не помешало господину Ларионову получить сегодня эсерский мандат.
Ответ:
За кандидатуру Вячеслава Макарова проголосовали двадцать единороссов, 5 членов ЛДПР, один или два коммуниста и три или четыре эсера.
Задача № 2.
Половина фракции эсеров не поддержала кандидатуру члена фракции Павла Солтана на пост председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга.
Вопрос:
Из скольких депутатов будет состоять фракция к лету 2014 года?
Ответ:
С точностью до мандата предсказать состав фракции по состоянию на 2014 год нельзя. Однако прецедент Ларионова и предвыборный мятеж "левых" эсеров Малинковича позволяют уже сейчас сделать несколько выводов.
Первый. В пятом созыве, как и в четвертом, из партии довольно быстро уйдут недостаточно принципиальные. Внешне все будет прилично, шумиха по поводу случаев предательства подниматься не будет, и для неискушенного наблюдателя фракция будет казаться единой. Но по принципиальным вопросам эти люди будут консультироваться не с Солтаном, а с Макаровым.
Второй. Как это ни парадоксально, принципиальные социалисты и социал-демократы тоже неизбежно дистанциируются от партии и солидаризируются, в зависимости от политической позиции, либо с коммунистами, либо с "Яблоком", а некоторые - даже с консервативным большинством партии власти. Это неизбежно, также как и отход "Справедливой России" от яркой социалистической риторики, принятой на вооружение ЛОМами партии в ходе агитационной кампании.
Третий.
Делая ставку на союзников, перебежчиков и откровенных кретинов, пользуясь в нужных случаях лестью, административным ресурсом и банальным подкупом, "медведи" смогли добиться стратегического преимущества там, где не имели практически никаких шансов. "Единая Россия", находясь в меньшинстве, продемонстрировала великолепные навыки тактической работы в законодательном собрании, опровергнув, таким образом, расхожее мнение относительно неспособности столь малой в масштабах партии власти фракции единолично определять политику законодательного собрания.
Макаров набрал 30 голосов из 50 и стал очередным "техническим" спикером регионального парламента. Значит - потерян еще один шанс. Значит, в Петербурге не повторится опыт Ставропольского края, где местный законодательный орган был на протяжении четырех лет вотчиной здравого смысла и местом для дискуссий. Значит, потеряны еще четыре года.
Очень жаль, конечно. Умом я понимал, что локальный прорыв плюрализма в Петербурге будет локализован силами местной парламентской быдлоты, но ведь так хотелось надеяться на чудо!
А чудо взяли, да отменили. У Деда Мороза отгулы, знаете ли.
Александр Кобринский,
КПРФ,
Ольга Галкина,
внутренняя политика,
"Справедливая Россия",
"Единая Россия",
Максим Резник,
тактика законодательных собраний,
Юрий Гатчин,
Борис Вишневский,
Вадим Ларионов,
Вячеслав Нотяг,
Павел Солтан,
ЛДПР,
Вячеслав Макаров,
РОДП "Яблоко",
Григорий Явлинский,
Сергей Малинкович