Дофаминовая культура: Почему современный мир заточен на мгновенное удовольствие

Dec 18, 2024 08:13

В современном мире все больше говорят о "дофаминовой культуре" - феномене, когда общество фокусируется на мгновенном удовольствии, доступном в один клик. От бесконечного скроллинга социальных сетей до навязчивой проверки уведомлений - мы живем в эпоху, где получение удовольствия стало простым, как никогда. Но что стоит за этим трендом, и почему это становится вызовом для нашего мозга?

Что такое дофамин?

Дофамин - это нейромедиатор, который играет ключевую роль в системе вознаграждения мозга. Когда мы достигаем чего-то приятного или получаем новую информацию, дофамин "награждает" нас ощущением удовлетворения. Эволюционно эта система помогала людям стремиться к успеху: добыче пищи, выживанию, созданию семьи. Человек вознаграждается за полезные действия, чтобы он прибегал к ним снова и снова. Выжил - получи дофаминовую конфетку. Узнал что-то новое, что может повысить твои шансы на выживание - еще одна конфетка, продолжай в том же духе.

Однако, в XXI веке технологический прогресс и культура потребления превратили дофамин в продукт массового спроса. Бизнесу сложно пройти мимо такого замечательного, встроенного в головной мозг механизма, который заставляет человека повторять определенные действия. Социальные сети, видеоигры, быстрые перекусы, реклама - всё настроено на то, чтобы активировать нашу систему вознаграждения как можно чаще. Человек постоянно возвращается к играм, покупкам, просмотрам чтобы получить свою дофаминовую дозу. Главное для бизнеса - подстроиться под биологические особенности выдачи дофаминовых конфет.

Быстрый и отложенный дофамин

Выдача дофамина происходит по-разному. Можно выделить дофамин быстрый и отложенный. Быстрый дофамин мы получаем когда:

- узнаем что-то эмоционально значимое, особенно негативное, потому что если ты узнаешь об опасности, у тебя больше шансов выжить;

- следим за жизнью значимых членов общества, потому что если мы знаем о том, чем они дышат, у нас выше шансы остаться членом группы, а значит выжить;

- съедаем что-то высококалорийное, потому что в давние давние времена высококалорийное было редкостью и, если тебе посчастливилось его найти, нужно было это быстро потребить, ибо, следующий раз мог настать не скоро;

- приобретаем то, что кажется важным, например для того, чтобы быть как другие члены группы. Если мы как все, больше шансов выжить и т.п.

Быстрый дофамин даёт быстрое и короткое удовольствие, часто длится меньше минуты. После этого всплеска человек испытывает потребность повторить действие, чтобы снова испытать подъем.

Отложенный дофамин выдаётся нам за какие-то длительные действия и достижения: учёба и получение профессии, любые проекты на работе, уборка жилья, ремонт, постройка дома, воспитание детей. В этом случае человек много вкладывает и получает взамен длительный подъем дофамина от результата.

Как работает дофаминовая ловушка?

На самом деле в окружающей среде не так много источников быстрого дофамина. Хлеб и зрелища - это прекрасно, но их не так часто выдают в больших количествах без всяких затрат. Хлеб надо вырастить, собрать урожай, сделать муку, испечь… Наверно, природа не слишком заботились о том, что человек может себя уморить быстрым дофамином, потому что не подозревала о создании интернета и смартфонов. А именно через них подача “хлеба и зрелищ” стала возможной без задержек и лишних усилий. Одно движение пальцем, и все перед тобой. Быстрая доставка дофамина создает условия, когда, буквально сразу, требуется больше. Человек оказывается в ситуации, когда он постоянно делает что-то, чтобы получить новую дозу.

Соскочить сложно. Но не потому что потребность в дофамине не возможно преодолеть. А потому что люди не видят проблемы в таком образе жизни. В современном мире это нормально и даже желаемо. Беспрерывная дофаминовая доставка стала не просто нормой, она стала культурой.

Дофаминовая культура базируется на трех китах:

1. Легкость доступа. Чем быстрее и проще что-то доступно, тем сильнее это притягивает. Например, всего за пару секунд вы можете открыть TikTok и начать смотреть ролики, каждый из которых мгновенно стимулирует дофаминовый выброс.

2. Непрерывность стимуляции. Алгоритмы разработаны так, чтобы держать внимание как можно дольше, предлагая всё больше контента, который вам нравится.

3. Низкий порог усилий. В дофаминовой культуре ценятся простые удовольствия, которые не требуют больших затрат энергии или времени. Это снижает интерес к более сложным, но глубоко удовлетворяющим занятиям, таким как творчество или учеба.

В результате человек без особых усилий находится в процессе получения удовольствия.

Геймификация

Давно было замечено, что дополнительные видимые приобретения увеличивают удовольствие от деятельности. Почему? Потому что это показывает человеку и его окружению, что он успешен в каком-то аспекте жизни. Это его доказательство ценности в эволюционном процессе и позиции в обществе. Что это должно быть? Для одних - построенный дом, выращенный сын и посаженное дерево, для других -- набор стеклянных бус. Ценно то, что объявлено ценным в обществе. Если ты один из племени обладаешь стеклянными бусами, ты ничем не хуже владельца последней модели айфона. Это материальное доказательство твоего превосходства над окружающими.

Поэтому людей довольно легко вовлечь в сбор доказательств своей ценности. В дофаминовой культуре это то, что, собственно, не трудно получить, если ты просто достаточно долго будешь выполнять несложные действия в среде быстрого дофамина. Это “социальный капитал”, токены, бейджи, уровни, ранги и т.п. “Поставь 100 лайков и получи бейдж”, “зайди на сайт 20 раз за неделю и поднимись на следующий уровень”, “загрузи 10 видео и получи бронзовый токен”.

При этом такие награды даже не лайки, и не отражают реальный социальный успех или принятие. Это просто оценка действий в сети, которая на самом деле не имеет никакой значимости и ничего не приносит человеку лично. Но они создают иллюзию достижений, за которую человек получает дополнительный дофамин. Причём этот дофамин уже имеет черты отложенного, потому что “собрать 100 токенов” - это, своего рода, долгосрочный проект и человек уже получает место в воображаемой иерархии владельцев токенов. А значит, отказаться от сбора новых токенов и бейджей не так уж и безболезненно эмоционально.

Последствия: как это влияет на нас?

За все дешевое, в итоге, приходится платить дороже. Радости быстрого дофамина оборачиваются негативными последствиями. Дофаминовая культура, построенная на принципе немедленного удовольствия несет и серьезные риски:

1. Потеря концентрации. Постоянная стимуляция снижает способность фокусироваться на долгосрочных задачах. Зачем делать какой-то многомесячный проект, если можно “настрогать” себе счастья в соц сетях и покупках онлайн.

2. Эмоциональное выгорание. Быстрое удовольствие со временем перестает приносить радость. Реакция мозга с выбросом дофамина со временем притупляется. Уже нет такого острого восторга от просмотра котиков и ужаса от новостей. Даже увеличение просмотра соцсетей со временем перестает удовлетворять. Это может приводить к апатии или депрессии.

3. Поверхностное общение. Постоянная зависимость от гаджетов сокращает время на глубокие разговоры и развитие отношений. Зачем вкладываться в дружбу, строить отношения если ты можешь легко забанить того, кто тебе не нравится и перейти к новому “другу”, который будет таким, как ты захочешь?

4. Потеря контроля над своим выбором. Зачем, вообще, дофаминовая культура и почему её любит бизнес? Потому что с помощью неё человека можно заставлять делать что-то, что он в нормальных условиях бы не делал. Например, покупать что-то, что в принципе не нужно; слушать людей, которые не привносят ничего полезного в жизнь, выбирать партии, которые не несут никаких положительных изменений гражданам. Человек меняет свою свободу на тысячу условных токенов.

Как противостоять дофаминовой культуре?
Основная проблема дофаминовой культуры не в наличии "простых радостей", а в том, что эти радости начинают замещать буквально все.

Конечно, можно сказать себе решительные нет и уйти жить в дикий лес, найти там естественные радости от сбора грибов, ягод и рукопашных боев с медведем. Решение кардинальные, но не гарантирует, что вы не начнёте соревноваться с медведем, собирая бейджи из бересты. Дофаминовое вознаграждение - врожденный и полезный механизм, благодаря которому мы выживаем, учимся, продвигаемся в жизни. Тут вопрос в том, кто должен управлять нашими дофаминовыми механизмами и насколько полезными для нас будут “дофаминовые конфетки”.

И чтобы вы сами были СЕО своей дофаминовой системы:

1. Создайте "дофаминовое меню". Разделите свои удовольствия на полезные и вредные. Например, чтение книги стимулирует дофамин, но и развивает интеллект, в то время как бесконечный скроллинг соцсетей - просто тратит ваше время.

2. Ограничьте "быстрые" удовольствия. Установите таймер для использования приложений или выберите день без гаджетов.

3. Восстановите баланс. Занимайтесь физической активностью, практикуйте осознанность, находите время для природы и глубоких хобби (увлечения которые требуют изучение предмета и длительных многоступенчатых проектов)

4. Развивайте самодисциплину. Научитесь откладывать удовольствия: например, съесть десерт не сразу, а через час после еды. Это укрепляет силу воли.

Заключение

Дофаминовая культура - это вызов для современного человека, но также и возможность переосмыслить свои привычки. Мы не обязаны становиться жертвами технологий и маркетинга. Развивая осознанность и выбирая долгосрочные удовольствия, можно создать жизнь, которая приносит не только радость, но и внутреннее удовлетворение.

#общество, #дофамин, #культура

Previous post
Up