Слушаю третий день цикл лекций рава Ашера Кушнира по основным принципам воспитания детей. Безумно нравится!!! Может, потому что очень необычная манера подачи со своим национальным юмором :) Пока дошла только до третьей лекции, особенно запомнился один из способов формирования положительного поведения у ребенка.
После первого хорошего поступка нужно систематически рассказывать о нем всем вокруг в присутствии ребенка (лучше даже невзначай, чтобы ребенок это "случайно" услышал из другой комнаты). Т.е. если мы хотим добиться чего-то конкретного от ребенка (убирать за собой посуду со стола, подбирать вещи с пола, протирать ботинки после улицы, делиться чем-то с братом/сестрой и т.д.), то после первого же раза, когда ребенок это выполнит, нужно вести себя так, как будто это система и он ВСЕГДА так делает.
Причем это работает и в другую сторону. Если все время повторять, что ребенок неаккуратный, медленный, что-то делает плохо (и о ужас, комментировать это другим при ребенке), то мы также тем самым закрепляем эту модель поведения.
Я задумалась и поняла, что со мной, например, это точно работало в детстве. По многим факторам, но два из них до сих пор со мной :)
1) Однажды я принесла из детского сада какую-то крошечную шоколадную конфету и поделила ее на четыре части (маме, папе, бабушке и себе). У родителей это вызвало такое умиление, что они постоянно об этом стали рассказывать всем, кто приходил к нам в гости. А я до сих пор таскаю домой все, что мне где-то подарять или угостят и делю их на тех, кто есть дома :)
2) Сколько себя помню, родители всегда говорили, что во мне живет дух противоречия (я даже не понимала сначала, о чем речь была), что я всегда и со всеми спорю, что я могла сделать даже хуже себе, если это было бы обратное тому, что мне говорят. И да, теперь я понимаю, что это было действительно так. Причем каждый раз в голове у меня было "родители говорят, что я всегда спорю, что у меня есть дух противоречия, значит, сейчас я тоже буду спорить". Муж вот постоянно жалуется, что на некоторые темя я могу сначала поспорить с одним, убеждая его в чем-то одном, а через час спорить с другим, убеждая его в обратном (т.е. соглашаясь с моим первым оппонентом) :)
Ссылка на лекции -
https://www.youtube.com/watch?v=WTeJCAtvvek