Вообще у нас со школой сейчас творится какое-то сумасшествие. Особенно это сумасшествие заметно в школе начальной. Требования к детям такие, Что страшно даже взрослым. Не знаю как в других городах, а у нас чуть ли не каждая школа претендует на роль эксклюзива. Поэтому требования таковы, как будто все дети к 7 годам обладают навыками гениев. Кто же до гениальных способностей не дотягивает, имеет большие проблемы. Все это ничего, если бы еще и не родители, которые видят в своем чаде, если оно не справляется с программой, ленивое существо, из которого нужно эту лень искоренить.
Вместе с тем не секрет, что в настоящее время множество детей имеют те или иные отклонения в здоровье и просто не в состоянии осилить такую нагрузку. Да и есть детки, у которых наблюдаются разные патологические состояния, препятствующие нормальной успеваемости.
Одно из таких состояний - диcлексия- проблемы с формированием навыка чтения, которые могут существовать сами по себе или сочетаться с нарушением формирования других навыков при нормальном интеллектуальном развитии ребенка. Впервые такое расстройство было описано Освальдом Берком в 1881 году, а термин введен Рудольфом Берлином, немецким офтальмологом, описавшим мальчика, не способного к чтению при общем удовлетворительном развитии. Позднее диcлексию описывали многие, и называли ее так же «слепотой на слова» - дети видели буквы из которых слово состоит, но не могли его прочесть ( синтезировать из них слово)
Такие дети:
- плохо читают
-читают медленно
-плохо понимают прочитанное
- быстро забывают, что только что прочитали
- допускают много ошибок в письме
- при чтении и письме переставляют буквы, могут писать их наоборот, в верх ногами
Таких деток , увы не мало. Составляют они около 30% всех младших школьников, а это значит практически каждый 3-ий школьник испытывает те или иные проблемы с чтением. В настоящее время найдено 4 гена, которые передают признак диcлексии и среди родственников ребенка можно легко найти диcлектиков. Причиной этого нарушения являются некоторые структурные нарушения в мозге ( теменной, затылочной доле, таламусе и мозжечке). Тяжелые случаи, когда чтение совершенно не доступно ребенку встречаются достаточно редко, обычно это некоторое отставание, которое можно скорригировать, потому, что мозг образование очень динамичное и если его напрягать в каком-то направлении, нужные связи образуются. Так как сейчас перинатальное повреждение мозга ( ПЭП) стоит практически у каждого ребенка, то диcлексия может появиться не только по генетическим причинам, но и в результате повреждения центров речи и чтения в мозге.
Бывает, что проблемы с чтением не единственное, с чем ребенок встречается. Диcлексия может сосуществовать с другими проблемами
- расстройством слуховой обработкой информации- ребенку трудно понять, что говорит учитель, трудно писать диктанты и изложения, потому, что слуховая информация у него не усваивается
- клаттеринг ( расстройство беглости речи)- дети с трудом могут изложить информацию, не могут организовать правильный рассказ, то говорят слишком быстро, то наоборот медленно, беспорядочно.
- диспраксия - невозможность выполнять точные движения и невозможность выполнить инструкции ( с инструкцией учителя « откройте тетрадь, возьмите ручки и напишите первую строчку» ребенок не справляется, терятеся, что нужно делать, делает это не ловко, рвет нечаянно тетрадь, роняет ручку, царапает стержнем страницы)
- дисграфия ( нарушения письма- кривые буквы, несоблюдение строчки, перевернутые и переставленные буквы, ошибки в словах)
-дискалькулия ( нарушение счета).
Не стоит удивляться, что при нормальном интеллекте ребенок будет двоечником в начальной школе, особенно в школе «эксклюзивной». Мало того, что ребенок не справляется с программой, его еще начинают третировать учителя и родители. Учителя, открыто говорят, что ребенок умственно отсталый и требует школы коррекции, а родители, понимая, что ребенок в принципе не дурак, но вероятно лентяй и упрямец, начинают прессовать его дома с уроками, приправляя занятия подзатыльниками. На основе такой «дружественной окружающей обстановки» дети к проблемам формирования шкоьных навыков приобретают еще и неврозы, депрессии и другие патологические состояния. Конечно, желательно, чтобы проблема была определена до школы и ребенок пошел туда более-менее скорригированым, потому, что проблему дизлексии не решить за один день.
Какие признаки должны насторожить родителей в отношении возможной диcлексии?
- Ребенок начал поздно говорить
- Путает право и лево, до и после
- испытывают проблемы с изучением алфавита
- с трудом повторяют слова или называют предметы
- путают ударения в словах
- плохо определяют звуки в словах
- плохо соотносят слова и их значения
- неправильно располагают слова в предложении.
Какие занятия с ребенком нудно проводить.
- Во первых, нужно много ребенку читать в слух. Это тренирует соответствующие связи в мозге. В 5-6 летнем возрасте процент просмотра мультиков и игр на компьютере должны быть сокращены, так как они не дают возможности развиваться фонематическому слуху.
- Во вторых, с ребенком по возможности нужно разгадывать ребусы и детские кроссворды, чтобы ребенок запоминал расположение букв, их положение в словах, возможность писать их в разных направлениях, представлять их в символах и картинках.
- В-третьих, когда ребенок научится читать тренироваться с ним в выразительном чтении.
- В-четвертых, желательно, чтобы ребенок с такими проблемами ходил на актерское мастерство. Это тренирует память, убирает комплексы, связанные с неправильной речью, формирует правильные связи с движениями и словесными их обозначениями.
И последнее - ложка меда. Диcлектики вовсе не «дефектный материал», как об этом многие думают. У таких детей очень развиты креативные способности. Они имеют склонности к музыке, танцам, рисованию и часто добиваются в этом неплохих результатов. Эти способности нужно стимулировать, чтобы ребенок чувствовал себя полноценным и востребованным членом общества.
http://www.scribd.com/doc/2233330/Dyslexia-What-You-Should-Know