Синдром Алисы в Стране Чудес

Jun 13, 2015 19:50

Однажды Алиса, следуя в нору за белым кроликом, попала в Страну Чудес. Но прежде, чем встретить всех удивительных жителей этого места, она должна была пройти через дверцу, которая была слишком мала. Сначала она выпила жидкость из пузырька с надписью «Выпей меня» и почувствовала, как уменьшается в размерах, а комната становится громадной. Затем съела пирожок с надписью «Съешь меня» и выросла так, что едва уместилась в комнате. И это было только начало приключений . Как вы знаете, конец был счастливый. Героиня она проснулась в саду и все вернулось на круги своя. Но не всем так везет. «Страна чудес» встречается и в нашем мире. Некоторые люди испытывают подобные метаморфозы в результате заболеваний головного мозга и употребления наркотических веществ. Состояние называется «синдром Алисы в Стране Чудес».

Болезнь Кэрролла: «Любое приключение должно с чего-либо начаться... банально, но даже здесь это правда...»

Как известно, книга «Алиса в стране чудес» принадлежит перу Льюиса Кэрролла. Его биографы утверждают, что писатель страдал мигренью. Приступ этого заболевания очень часто начинается с симптомов-предвестников - ауры. Аура бывает разной, но нередко больные жалуются, на изменения восприятия себя и окружающих предметов. Например, они испытывают чувство изменения формы и размера своего тела. Так же могут меняться пропорции и величина окружающих предметов. Им может казаться, что их тело становяится микроскопическими, и они находяся в помещении с гиганской мебелью. Ровно тоже испытывала Алиса во время своего путешествия. Возможно, Кэрролл тоже испытывал такие переживания перед приступом мигрени. Согласитесь, выглядит это очень необычно и причудливо. Просто замечательно подходит для сюжета о Стране Чудес.

Кэрролл не был первым человеком описавшим данное состояние. Сначала его заметил в клинике невролог Тодд. И синдром изменения восприятия при мигрени назывался синдром Тодда. Однако, многим, вероятно, это название показалось слишком прозаичным. Ведь сколько в медицине разных симптомов и синдромов названных именами врачей. Всех не упомнишь. А «синдром Алисы в Стране Чудес» совсем другое дело. Название яркое и практически сразу описывает суть расстройства. Поэтому и прижилось.

ЛСД: «Всё страньше и страньше! Всё чудесатее и чудесатее! Всё любопытственнее и любопытственнее! Всё страннее и страннее! Всё чудесится и чудесится!»

Вскоре оказалось, что не только мигрень «творит чудеса». Синтезированный наркотик-галлюциноген ЛСД тоже оказывал подобное влияние на восприятие. Так же менялись форма и размер предметов. Кроме того, искажалось восприятие времени. Могло возникать ощущение, что оно остановилось совсем или же двигается слишком быстро. Переживания были причудливыми, мир начинал казаться совсем иным, будто человек находился в иной реальности, стране чудес с другими физическими законами. По этой причине, период интоксикации с галлюцинациями получил название на сленге «трип» (trip), что означает путешествие.
Схожие (но не одинковые) состояние вызываются приемом синтетических наркотиков, носящих название «Спайс».

Бесплатный трип: «Я знаю, кем я была сегодня утром, когда проснулась, но с тех пор я уже несколько раз менялась».

Наркотический опыт увлекает многих, но не мало людей пробуют психоактивные вещества один или несколько раз в жизни. Но около 50% принимавших ЛСД и спайса хотя бы раз в жизни испытывают «флешбэк», повторный наплыв галлюцинаций без приема этих веществ. Вдруг, само по себе, возникает ощущение «плывущей реальности» и изменения формы и размера предметов.
Неудачное пуешествие:«Подумать только! Из-за какой то вещи люди могут так уменьшиться - что превратиться в ничто!»

У большинства из пользователей наркотиков это видение кратковременно и сопровождается довольно приятными переживаниями. Но не всем так везет. 4,2% потребителей ЛСД и «спайса» получают довольно серьезное расстройство, в результате которого путешествия в Страну Чудес становятся длительными, регулярными и сопровождаются неприятными эмоциями. Напор «чудес» бывает настолько силен, что «путешественники» не могут работать и поддерживать нормальные отношения с окружающими.

Подобное расстройство является психиатрическим заболеванием и носит название «стойкое расстроство восприятия в следствии употребления галлюциногенов» или «индуцированный галлюциногенами эхо-психоз»

Почему так происходит? «... все куда-то движется и во что-то превращается...»

Совсем недавно главенствовала гипотеза, согласно которой часть ЛСД никогда из организма полностью не выводится. Вещество находится в спиномозговой жидкости в виде небольших частиц и время от времени высвобождается оттуда вызывая наплыв галлюцинаций. Однако, эта гипотеза не подтвердилась. Вернее, не было найдено никаких свидетельств, ее подтверждающих. Другими словами, пока механизм этих флешбэков неизвестен.

Есть ли риск? : « - Как мне попасть в дом? - повторила Алиса громче. - А стоит ли туда попадать? - сказал Лягушонок. - Вот в чем вопрос.»

Многие считают, что ЛСД совершенно безопасно. Действительно, это далеко не героин и не вызывает настолько быстрого и фатального привыкания. Из выше сказанного вполне можно сделать вывод, что 4,2% это очень небольшая цифра и поэтому бояться совешенно нечего. Конечно, в таких случаях никто не думает, что попадет именно в этот процент развившихся расстройств. Однако, т.к. не известен и механизм постоянных галлюцинаций, так и не известно, кто именно находится в группе риска по их развитию. Есть предположения, что заболевшие уже имеют либо психическое заболевание ( например, шизофрению), либо же прием наркотика «подталкивает» к его развитию. Однако и тут есть оговорки. Пока еще не доказано однозначно, что шизофрения и прием наркотиков связаны.

Так что... в зоне риска может находиться любой.

Последствия: «Знаешь, потеря головы - это очень серьезная потеря!»

Последствия такого пожизненного путешествия весьма печальны. У большинства больных оно не проходит. Антипсихотические препараты не так чтобы эффективны. Человек, как говорилось выше, теряет работоспостобность и даже приобретает инвалидность.

«Нельзя делать то, что нельзя»

Можно много спорить о безопасности наркотиков и субъективности специалистов определяющих возможный вред от них. Однако, есть ли смысл рисковать, когда риск необязателен?

addiction

Previous post Next post
Up