Информационный фаст-фуд.

Aug 31, 2013 21:05

Год с лишним назад я писала про синдром информационной усталости. Пост касался в первую очередь рабочего места и как умственно на нем можно  надорваться. Но, понятно, что это не вся информация, которая льется на голову  современного человека.

Карл Дженсен, журналист и автор проекта Project Censored ( журналистский  проект собирающий информацию о разных событиях в мире, которые были замолчаны  или искажены СМИ), в 1983 году ввел понятие  “Junk Food News” ( аналог фаст-фуда).   Он писал, что не столько  цензура сама по себе, сколько забивание эфира псевдосенсационной, персональной, однообразной, банальной и бесполезной информацией не дает  людям возможности оценить и проанализировать то важное, что происходит в мире. Фактически бесполезный, но притягивающий своей яркостью информационный материал перегружает и снижает критичность к происходящему, вызывает социальную пассивность и искажает восприятие.

Да, конечно тат речь про политику. Но в первую очередь это все  возникает на фоне банальной усталости мозга. Мозг «объедается» информацией. Со временем, чтобы облегчить свою участь он начинает брать только самое легкое, яркое и незагружающее.  А все, что требует размышлений, игнорирует. В результате средний гражданин поглощает массу бесполезного балласта, который в первую очередь оказывает влияние на физическое и психическое здоровье. Голова слишком занята бесполезными вещами, чтобы выделить резерв подумать о смысле жизни, о своих целях и задачах в жизни. Когда же вопрос назревает, и вот надо взять и подумать, мозг начинает сопротивляться и склоняет хозяина  поглотить еще  десяток фоток котегов и демотиваторов.  Ну, или еще пронестись по френд-ленте во всех возможных социальных сетях,  вдруг кто фотку выставил или статус поменял, а я еще не лайкнул.   Хочется изменить жизнь? Мозг  бы рад , да не имеет  пространства для маневра.

Дженсен выделяет следующие новости, которые он относит к информационному фаст-фуду:
  1. Сплетни о звездах и знаменитостях.
  2. Сексуальные новости и скандалы ( в РФ сейчас самая горячая тема педофилы)
  3. Йо-йо новости ( повторение одной новости ежедневно   малой степенью обновления, или ежедневное сравнения что сегодня, а  что было завтра в цифрах и графиках. Например, отличный пример недавнего времени был касательно освобождение Навального. В СМИ несколько дней стоял галдеж « почему освободили Навального - никто не знает, почему освободили Навального -завтра Навальный должен сказать, почему его освободили - Навальный сказал, что  точно не знает, почему его освободили - действительно ли Навальный не знает, или притворяется, что не знает - знал ли Навальный после вынесения приговора, что его освободят…)
  4. Новости шоу-бизнеса. Кто какие альбомы выпустил, куда поехал выступать,  какие у кого творческие планы и т.п.
  5. Обсуждение, что сейчас модно носить и делать, куда ходить, ездить отдыхать, читать и т.п.
  6. Спортивные слухи и скандалы, сводные таблицы, рейтинги.
  7. Политика и политические деятели:  пересказ и обсасывание отдельных фраз, поступков  и фактов политической жизни с разных сторон ( Путин сказал про виагру)
От себя добавлю, что  определенно в списке не хватает:
  1. Новостей о непознаном  и гороскопах
  2. Реалити шоу
  3. Новости о товарах ( что нужно купить, каждому уважающему себя человеку, или что нужно сделать, чтобы что-то купить)
При этом сразу замечу, что есть люди, которые действительно интересуются какой-то темой. Ну профессия или хобби.  К примеру, есть полно болельщиков,  которым  доставляет удовольствие ходить на матчи  просматривать таблицы и все это в дозированном виде. Случай  информационного фаст-фуда:

- человек потребляет все подряд,
- не имеет ни к какой новости особого интереса, по сути, кроме того, что его как-то  эмоционально на время это цепляет
- часами и годами проводит за просмотром шоу или сериала, в котором последнее движение в сюжете было месяцев 6 назад
- не подвергает критике и обдумыванию увиденное, пользуется интеллектуальными заготовками полученными из СМИ
- деятельность эта заменяет всю познавательную активность.

Но это крайний случай, естественно.  Хотя практически каждый в настоящее время имеет разного размера кусок информационного фаст-фуда в свой жизни. Я предлагаю, хорошо пересмотреть свой распорядок дня, информационное окружение и источники новостей, которые вас окружают.  Речь не про то,  чтобы перестать интересоваться тем, что происходит вокруг. Вопрос в том, насколько полезна информация, которую вы черпаете из вне.   Не так чтобы «для общего развития», а вот сейчас, на данный момент.  Времена сейчас прекрасные, гугл под рукой, если  что-то захочется узнать, флаг в руки. Освободите в голове уголок для себя.

ЗЫ: Прошу воздержаться от восторженных криков о первом канале и быдле. Оппозиция создает такой мусорный ветер, что первый канал утирает в углу слезки кулачком.

СМИ, психогигиена

Previous post Next post
Up