Когда говорили
про парасоциальные связи, было довольно много вопросов по поводу того, а вот, к примеру, если просто запойно читаешь книгу, то это парасоциальная связь или нет.
В принципе, когда мы кого-то наблюдаем или получаем о ком-то информации, мы в любом случае как-то к ней начинаем относиться и пропускаем факт существования этой личности через свою собственное «Я». Однако, часть этих внешних наблюдаемых товарищей действительно проходят мимо нас и не задерживаются, а другие нас цепляют. Кого-то даже цепляют на всю жизнь. Ведь есть же в природе люди, которые пронесли «светлый образ Наташи Ростовой» через всю свою жизнь.
Мне этот вопрос с парасоциальными связями стал интересен потому, что это явление сейчас очень распространено. И дело не только в обилии сериалов. Вот, Путин, к примеру, очень такой живой парасоциальный объект для большого количества граждан. Есть те, которые точно знают, что он думает, что он скажет в тех или иных случаях, и даже какие эмоции испытывает прямо в текущий момент. Т.е. людям даже не надо матчасть изучать, типа речей, высказывания или смотреть телевизор, чтоб увидеть, как там Владимир Владимирыч, не грустен ли взор его… Я тут, периодически, натыкаюсь на блоги товарищей заполненных стихами о Путине в стиле политической сатиры. Но форма… просто хватай и составляй хрестоматию. Типа: «спрашиваю Путина , а Путин мне отвечает». И длинный такой стих… и таких поэтических экзерсисов буквально на каждый день. В общем, ежедневное продуктивное общение с президентом. И главное, что автор в конце каждого стиха ставит Путина острым злободневным вопросом в какое-то очень неудобное положение. Тому приходится немедленно раскаяться или, по крайней мере, испугаться. Далее пафосная концовка с изощренным наказанием Владимира Владимировича. И так каждый день. Чувствуется накал страстей и хэпи энд в конце. Чем не отношения?
Но чтение и просмотр разных визуальных мероприятий, от рекламы до кинофильмов, довольно сложный психологический процесс. По крайней мере, в нем есть еще одна важная часть. Это так называемое «погружение». При этом человек как бы временно теряет свое «Я» и растворяется в сюжете, как если бы это происходило с ним самим в конкретный момент просмотра или чтения, и все герои произведения взаимодействовали на его глазах. Т.е. читатель или зритель перестает быть на это время Васей Пупкиным и все его эмоции сливаются с сюжетом. Т.е. он начинает ощущать то время, ту обстановку, ту ситуацию и даже может в ней ориентироваться как в реале - иметь план-карту, понимать иерархию героев и воспринимать происходящее с социальной точки зрения, которая привязана к произведению.
И это погружение очень важно. Когда мы погружаемся, нам произведение очень нравится. А если произведение не погружает, то человек чувствует скуку. Он начинает себя ощущать, как отдельную от действа личность, со своими мыслями, идеями и эмоциями и начинает отвлекаться от происходящего.
По этому поводу проводился эксперимент, когда студентов сажали читать в комнате с зеркальными стенами. В этом случае, они довольно часто видели свое отражение и, с чтением у них дело шло плохо. Не получалось углубиться в сюжет.
Это разновидность эмпатии, когда мы начинаем ощущать то, что приходит к нам в виде информации и это норма. Просто такой психологический эффект. Бывают патологические случаи, когда люди после окончания просмотра или прочтения произведения все еще там месяцами и годами, но это встречается редко ( речь не про ролевиков, потому что в их случае произведение берется за основу взаимодействия, а не замещает реальность)