Не смотря на предупреждения не писать мне в личку о своих религиозных переживаниях, пара товарищей не удержалась и прислала мне копипасту из библии.
Никто из них, судя по журналам, не священник и не философ просто у них есть единственно правильный взгляд на библию и что и как должно быть интерпретировано и названо. Довольно интересно, что ребята друг другу противоречат в своем ИМХО, но на то и ИМХО. Важно, что оно для них единственно правильное и о нем просто необходимо знать всем и непременно начать им пользоваться. Я говорю о дяденьках из того соображения, что они довольно хорошо иллюстрируют тему поста.
Токсическая вера, построенная на том, что Бог выдает некоторую порцию удовольствия совсем за небольшую плату, может стать основой религиозной зависимости. Если уж так все здорово, и можно покупать у бога благодать, то ведь можно покупать благодати больше, и больше. И раз так все налажено, что Господь расплачивается, то можно у него закупать удовольствия и благодати столько, сколько надо. Фактически человек совсем уходит от понятия веры, и сосредотачивается на добывании благодати по нарастающей.
Вначале, человек приходит в церковь и получает от этого посещения некий положительный опыт. Он начинает регулярную религиозную практику и чувствует себя лучше. Религия отвечает на его вопросы, развеивает сомнения и он принимает к сведенью, что все, что надо он уже делает, а бог о нем позаботится. Ну как тут не почувствовать себя лучше? Главное ритуалы соблюдать вовремя! При этом, чем сложнее ритуалы, тем больше благодати. Люди действительно начинают чувствовать эйфорию , но не от каких-то глобальных подвижек в свое душе, а от того, что вот он я такой исключительный. Бог меня снабжает благодатью. А ведь он не всем дает благодать. Я вот могу на хлебе и воде в пост прожить, а вот другие не могут; могу три раза в день в церковь ходить, а другие не смогут. Постепенно его поведение сползает в сторону выполнения ритуалов для того, чтобы чувствовать себя особенным и демонстрировать это окружающим. Да, это нравится, это поднимает самооценку, особенно если в других «отраслях жизни» этот гражданин чувствовал себя не совсем на высоте.
При этом далеко не всегда люди следуют реальным предписаниям религиозного учения. Часто они выбирают для служения то, что им нравится, и то, что выглядит эффектно в глазах окружающих, то, что им дает возможность чувствовать себя особенными. Бывает, что просто выдумывают что-то, ссылаясь на неизвестных науке религиозных авторитетов или на известных авторитетов, которые ничего подобного не писали и не говорили. Ведь кто этих святых знает. Их же просто уйма. Кто их труды читает из прихожан? Мало кто. Но ссылка на святого отца N звучит серьезно.
С какого-то момента человек начинает понимать, что он чувствует себя нормально только после того, как совершил все положенные ритуалы. Если ритуалы не совершены, то возникает тревога. Ведь бог все знает и может не выдать положенную порцию благодати, или дать меньше. Параллельно человек постепенно начинает терять навыки получения удовольствия от другой деятельности. Люди начинают прибегать к религиозному самолечению. Если что-то случается, то нужно выполнить определенные ритуалы в определенной последовательности и тогда они чувствуют себя лучше. Опять именно сам ритуал, а не обращение к богу является целительным.
Но и тут удовольствия от ритуалов со временем становится мало.И тут начинает довольно четко вырисовываться ситуация, когда бог выдает недостаточное количество благодати и решает далеко не все проблемы, а если и решает, то не совсем в том ключе, в котором хочется человеку. «Верующий» умножает усилия через увеличение количества и сложности ритуалов, пытаясь выбить благодать и бога насильно.
Во-первых, человек начинает участвовать во всем религиозном, что можно только встретить, а так же изобретает новые религиозные формы деятельности. Часто это приделывание слова из названия религии ко всей возможной деятельности. (В РФ это эпидемия прилагательного «православный» приписываемого ко всем возможным проявлением жизни, в США часто грешат словом «христианский»). Этим самым человек подчеркивает, что он особенно хорошо служит богу и всецело на его стороне.
Во-вторых, человек активно и даже навязчиво начинает демонстрировать свою любовь к богу. Начинает приставать к окружающим с разговорами не только о своих религиозных жертвах, но и с нотациями, как нужно себя вести, как поститься, как молиться, как понимать Библию. Все умозаключения о том ,что правильно и не правильно, он делает сам. Мнение звучит как аксиома, а знакомством с литературой он себя не утруждает, либо делает это очень выборочно и берет только то, что опять же может подчеркнуть его любовь к богу без особых с его стороны усилий. В итоге он может создать из удобных ему изречений и мыслей религиозную теорию, которая не только может быть не близка исходному учению, но и даже может ему местами сильно противоречить.
В-третьих, человек начинает очень негативно относиться к окружающим, кто не разделяет его степени веры. И не только не любить их и порицать, но и требовать сурового наказания. Все несоответствие его воззрениям вызывает в нем гнев и отрицание. Все отличное от его видения называется дьявольским, или «от лукавого». Такое поведение усиливает его уверенность, что он особенно рьяно служит господу и господь должен его вознаградить за это.
В-четвертых, человек начинает активно вербовать в свою веру всех, кто не успевает увернуться. При этом он часто не просит и не предлагает, а требует. В его понимании он так меняет мир к лучшему, чтобы бог опять же был более доволен и не скупился на благодать.
Нельзя не сказать, что на этой стадии человек не только задаривает бога. Он начинает так же зависеть от своей значимости, от власти, которую он явно или в своих фантазиях имеет над людьми, от материальных благ, которые он может получить, пользуясь своим положением. Он охотно положением пользуется, потому что с его точки зрения это и есть божья награда за его труды во имя Его. Где-то он начинает себя равнять с богом, потому что полагает, что бог с ним согласен по умолчанию, чтобы такой гражданин не выдал. Своих врагов он смело именует «врагами господа», потому что бог должен испытывать с «верующим» параллельные чувства. Но и даже так удовольствия от богослужения со временем становится меньше и меньше.
Со временем масштаб инвестиций в божью благодать с точки зрения зависимого начинает значительно превышать божью отдачу. Все, что он имеет не достаточно хорошо и не дает того наслаждения, что давало в первое время. Это рождает гнев, который в первую очередь бывает направлен на окружающий мир грешников или иноверцев. Человек вступает с ними в войну без страха и отдыха. От бога он уже ничего не ждет, считает, что господь отвернулся от него, либо же что он был обманом. Он просто мстит окружающим за свое разочарование. Любо же остается с осознанием разбитых надежд и мечтаний.
До последней стадии доходят далеко не все. Чаще зависимые от религии застревают длительно во второй стадии, где у них возникает недостаточность в благодати и они ее пытаются активно восполнить рьяным служением.
И опять же, главный эффект такой веры -разрушение личности человека, отрыв от социума, часто уход от родных и друзей. В первую очередь это происходит потому, что человек начинает упиваться собой и не может остановиться. В этом случае бог для него только внешнее оформление собственной страсти, религия и ритуалы - инструмент. Опять же, людьми зависимыми от ритуалов очень легко управлять. Ему можно пригрозить, к примеру, отлучением от ритуалов или запретить их делать ( признать не действительными). Тогда зависимый впадет в ужас, что у него забрали инструмент воздействия на бога. В прошлый раз в комментариях говорили, что религия несет конформизм. Вот это одна из причин конформизма. Люди начинают бояться, что у них закроют доступ к богу и готовы следовать любым указаниям.