"Дайверы" и "сканнеры".

Dec 02, 2012 21:56


Когда хочется измениться, то уж как-нибудь сразу так, раз и навсегда. Если понятно, что нынешнее не  устраивает, то должно устраивать что-то другое. Но что?


Первый сложный момент у многих при выборе цели возникает сразу после возникновении идеи что-то менять.  Тут же тоже важно не ошибиться. Сразу желательно выбрать , что хочется. Но что хочется?

Есть действительно те люди, которым дается довольно тяжело решение, чем же таким заняться, чтобы нравилось.  Барбара Шер (1995) довольно удачно разделила их на 2 группы: "сканеры" и "дайверы". Фактически, это разные когнитивные ( познавательные ) стили, которые обуславливают  восприятие своего нынешнего положения и способности переключаться на другие виды деятельности.

Сканеры - люди с подвижным вниманием. Они видят массу всего интересного вокруг, чем бы им хотелось заняться. И каждый предмет, попадающий в их поле зрения, их очаровывает: « Ваааау… я бы в летчики пошел, пусть меня научат». Но  на пол пути к летчикам, могут встретиться геологи, водители трамваев или заклинатели боевых тараканов. Это тоже «вау… хочу-хочу».

В детском и подростковом возрасте такое состояние  нормально и даже умиляет. Родители вздыхают  радостно и шепчут друг-другу: «Мечтаааатель». Но когда-то наступает момент истины, когда ребенок-мечтатель родителей  перестает умилять, а начинает настораживать. Т.е. нужно как-то себя брать за шкирку и идти на кого-то учиться.  Человек обычно ловит волну вдохновения «вау» и быстро несется с документами в подходящей волне ВУЗ. Но  это «вау» скоро захлебывается в следующем «вау» и так до диплома. За 5 лет воображение отбегает от исходного состояния психики при подачи документов довольно далеко. Человек стоит с дипломом в руках и задает себе риторические вопросы: «Кто я?», «Что я тут 5 лет делал?», « На кой хрен мне это надо».

Та же самая ерунда с работой. Поначалу все идет не плохо, потому что для молодого специалиста нормально «поскакать» с места на место. Но, опять же до поры до времени. Да и сам сканнер начинает понимать, что время идет, найти себя раз и навсегда не удается, и сам себя припечатывает к тому месту, где он себя в данный момент и обнаружил.  Далее он приковывает себя к трудовому месту, как к веслу на галере и гребет, облизываясь на проплывающие мимо пейзажи и возможности. Периодически сам себя выпарывает кнутом, чтобы «не забаловать».  Время проходит в размышлениях о друзьях и знакомых ,«которые нашли настоящее дело своей жизни»   и «маниловщине» на тему, «а вот если бы я тогда пошел не налево, а вправо…» с раскрытием богатейших перспектив в воображении.

Дайверы хорошо внимание удерживают и легко углубляются в суть предмета их интересующего. Родители тоже умиляются, потому что дите днем и ночью «тычет в книжку пальчик». И с каждым разом в названии книжки становится все меньше понятных для родителей слов. Это просто аж дух захватывает, что ребенок такой развитый. Дальше с выбором профессии особых проблем нет. Молодой человек к ВУЗу  уже может быть во что-то хорошо углублен и все выходит само собой. Далее он ныряет в работу все глубже и глубже, а потом… Вы знаете, не всегда быть очень узким специалистом большая забава и удовольствие.  В итоге твой выбор и работа могут уткнуться в возможности современной науки. Было бы классно иметь микроскоп или телескоп, еще более мощный… да вот только фиг, нет такого. Да и люди могут  оказаться вокруг совсем не те, о коих рассуждают в юности, как о «научных единомышленниках».  Научные сообщества могут быть весьма  далеки от понятий о мировом добре.

Поэтому в какой-то момент, дайвер задает себе вопрос: «А туда ли я нырнул?» Или: « А надо ли было вообще сюда нырять?» Да, тут на дне оказалось много прозаичных вещей, которые совершенно не мотивируют. А если я нырну в другом месте, будет ли гарантия в том, что это правильное место? Ведь на текущий спуск было потрачены многие годы, сколько уйдет на новый спуск. Поменять профессию? Да что ты, дружок! Давай-ка на галеру и греби не оглядываясь. Вернее, с поправкой на «дайвера», ныряй глубже и даже закапывайся в ил. Раз уж вписался в данную отрасль науки, не смей воротить нос и наблюдай, как другие, более удачливые люди сразу нырнули в правильном месте.

На самом деле ситуация и со сканнерами и дайверами далеко не патовая. Это их когнитивный стиль, а именно то, как они видят мир и как он в их понятии работает. В какой-то момент эта особенность восприятия вышла из разряда желаемых и была заколочена общественным мнением, что «нормальные люди» ведут себя по-другому.  Они сразу делают выбор и выбор у нормальных людей сразу правильный. Так что если чего решил, не смей отступать.

Хотеть многого - нормально для когнитивного стиля «сканнера» и, нырнуть в глубь и остановиться, когда уже не интересно тоже нормально. Т.е. нет смысла запрещать себе двигаться  (как сканеру) или остановиться (как дайверу).  Очень помогает в каждой ситуации попробовать другие стратегии. Например, сканера могут вполне захватить погружения в предмет, а дайвера возможность делать довольно глубокие погружения в разных отраслях.  Это своего рода разрешение иметь разные цели, не приковывать себя к чему-то одному раз и навсегда, что сильно помогает с  выбором жизненного направления.

изменение жизни, психогигиена

Previous post Next post
Up