Хоть многие считают, что чтение мыслей это из области всякого мракобесия, но в повседневной жизни этого хоть отбавляй.
С одной стороны без этого никак. Ибо без считывания другого человека мы не можем взаимодействовать с другими людьми. У нас для этого есть специальная система «зеркальных нейронов», которые распознают, что творится с нашим собеседником, передает информацию о его телодвижениях, мимике, словах, интонации. Эта самая информация пропускается через наш мозг, по тем же самым участкам, которые ответственно за аналогичные внешние проявления.. и вуаля, мы имеем внутреннюю модель того, как чувствует себя человек, когда он ведет себя именно таким образом.
Если на примере, то получается, так. Вы читаете лекцию и видите, что в аудитории человек скрестил руки на груди, смотрит то на часы, то в потолок, и зевает. Зеркальные нейроны получают информацию и пропускают ее по тем же центрам, которые бы работали в то время, когда бы вы скрестили руки на груди, смотрели то на часы, то в потолок, и зевали. Комбинация этих фактов в вашем мозге создает ощущение, которое вы оцениваете, как скуку.
Этот навык развивается не сразу. Первый знак, что зеркальные нейроны заработали, когда младенец начинает возвращать родителям улыбку. К 2-м годам дети понимают по направлению взгляда, что хочет другой. К 3-м годам начинают различать эмоции, к 5 годам овладевать знанием, что другие люди имеют другие чувства и желания. И только к подростковому возрасту человек начинает в полную силу своими зеркальными нейронами. Это уже « я знаю, что ты знаешь, что я знаю» - фактически 3 хода в оценке своих и чужих эмоций.
Но человек не обезьяна. Т.е. нужно не просто определить намерения своего визави, но и еще объяснить, что там он\она думает. Далее еще предложить теорию, которая объясняет, поведение другого. Откуда теория?
Человек для считки чужих эмоций пользуется своим собственным багажом. Если он примерит поведение другого на себя, то он подумает то, чтобы он подумал, если бы. В простых случаях это совпадает. Однако, если ребенок в детстве находился в среде агрессивной и у него не было опыта считывания положительных эмоций, то он будет считывать в основном агрессивные и интерпретировать нормальные эмоции, как негативные и отражать их обратно в виде агрессии и негатива.
Кроме опыта есть еще стереотипы, по которым люди оценивают поведения других. Это может быть семейное наследие или социальное знание. Как бы то нибыло, но многие наверняка могут сказать, что «все мужики/бабы/чурки/голубые/шизофреники… думают что… мечтают о… надеются на…». Но если хотя бы приблизительно знать, что они хотят и о чем мечтают, надо иметь опыт жизни этих людей. А именно иметь опыт быть женщиной, чуркой, мужчиной, голубым или шизофреником. Откуда люди берут эти знания, что другие думают именно об этом? Пользуются стереотипами и фантазией, исходящей из стереотипов.
Дело в том, что в итоге получается такая вещь. Люди начинают читать несуществующие мысли других людей, делать из этого выводы.
К примеру, женщина видит, что муж смотрит задумчиво в окно и прочитывает его мысли, что он думает о любовнице. Она проводит с собой некоторый внутренний диалог, результате которого заявляет ему, что он испортил ей всю жизнь и хлопает дверью в комнату. Муж разглядывал припаркованную внизу машину и размышлял о том, как она ему нравится и какбы купить такую же модель. И себя представлял за рулем.
Это касается не только супружеских пар. Читают мысли соседей, студентов, преподавателей, шефа и подчиненных, людей за соседним столиком в кафе, знаменитых людей, читают мысли Путина и Медведева, Ксении Собчак и нашистов и т.п.
Процесс чтения, а фактически приписывания мыслей усиливается, если человек чувствует себя неуверенно и не хочет осознавать свои чувства и себя. А в принципе, если вы не боитесь посмотреть в глаза собственной личности, признаете ее, имеет нормальную самооценку, то легко можете остановить процесс «телепатии» , просто осознав, что то, что думаю я может не совпадать с реальностью. Другими словами может отделить свое я и свои эмоции от наблюдаемого поведения другого в тех случаях когда для объяснения требуется очень много фантазии и многоступенчатых выводов из этой фантазии.
Чтобы справится с этой привычкой надо развивать собственную эмпатию. Всю эту ситуацию с чтением мысли можно исправить практически в любом возрасте. Люди приезжают в новые культурные условия и адаптируются и ассимилируются там. Они начинают понимать и соответствовать окружающим, и приниматься ими. Самое главное остановить себя на теоретизировании по поводу того, что вы наверняка не знаете. Лучше спрашивайте и наблюдайте, сами давайте обратную связь людям и выражайте свои эмоции. Люди будут вам их возвращать.