Когда ребенок начинает формироваться как личность, то происходит это, естественно, не в условиях вакуума.
Некоторые вещи берутся не наработкой собственного опыта, а путем использования уже готовых инструментов, которые даются родителями и другими взрослыми, находящимися в близком окружении ребенка. Это довольно важно для развития малыша, потому что окружающая жизнь весьма сложна. Время на то, чтобы понять, как оно все функционирует в мире людей, и что должно и не должно, как себя вести и что считать важным, мало. Например, использовать горшок -хорошее дело, но вот его важность в деталях придет гораздо позже. Ребенку в начале достаточно видеть, что родители счастливы, если после долгого его сидения горшок остается не пустым.
Но горшок это далеко не все. Есть в людском обществе масса всяких тонких моментов и уловок, при помощи которых ты вписываешься в семью, в коллектив детской площадки и тебя, в конце концов, любят и ты находишься в безопасности. Более того без стимуляции общества и родителей ребенок может вообще не развиваться должным образом, чему немало примеров.
Более того, вот эта самая информация извне становится основой некой личности, которая будет принята окружающими. Однако не всегда это приятная для общества личность совпадает с тем, что действительно человеку надо, в чем он нуждается , чего он сам хочет и от чего получит удовольствие.
Понятно, что не смотря на жизненную важность такого простого запоминания ценностей и моделей окружающего общества, вместе с полезными навыками в сознание ребенка проникает масса ненужной информации или же просто ценностей окружающих, которые не являются адаптивными. Да и прямо скажем, что родители не всегда дают те инструменты, которые полезны в текущем обществе, но зато каким-то образом удовлетворяют их, родителей взгляды и потребности.
Вот это все, что человеку не принадлежит, но взято в результате простого запоминания и интеграции в собственную личность ( импринтинга) называется «фальшивой личностью». Фальшивая она потому, что все идеи и ценности и образцы реальности приходят ребенку со стороны и не имеют к его истинной личности никакого отношения. Однако он воспринимает их как свои и пренебрегает своими естественным интересами. Происходит это потому, что его личность расценивается окружающими как неполноценная, ущербная, неправильная, а фальшивая- видится как «самое то».
Сам термин «фальшивая личность» принадлежит Винникоту, однако эта идея витала в воздухе уже довольно давно. Например Юнг в свое время говорил о «маске». В последствии многие психологи говорили так или иначе о данном феномене, именуя его по своему. Но факт остается фактом, что мы как правило носим с собой багаж который нам не принадлежит, и даже бывает не нужным и отягощает нас.
Нельзя сказать, что кто-то на нашей планете не имеет такого багажа. Так уж случилось, что довольно приличная часть информации о нас, любимых исходит от других.
В целом, все причины которые могут формировать наше фальшивое я разделяют на 4 вида:
1. Культуральные влияния. Существует такое явление, как «социальная конструкция реальности». Т.е. социум формирует наше понятие о том, что же есть мир вокруг нас. Как тут надо себя вести и чего делать. Ребенок несколько раз повторяет то или иное действие за что получает одобрение окружающих. Происходит «легитимизация» данного поведения. Т.е. оно правильное, желательное, и хорошее. Далее данное поведение и представление о нем становится «реальностью для человека». С одной стороны это прекрасно, особенно, что касается гендерных ролей, но даже и тут бывает перекос. Это уж в зависимости от того, какое наполнение дают окружающие понятию «женщина» и мужчина». Вполне может оказаться, что свой или противоположенный пол станет источником стыда, объектом ненависти, ограничений и унижения.
2. Сценарии. Это готовые схемы движения по жизни и взаимодействия с окружающими. Что будет если ты поступишь так или иначе. Что нужно делать в жизни, чтобы добиться успеха, выйти замуж, быть хорошей матерью, сохранить брак, быть эффективным менеджером или «настоящим человеком». Это своего рода рецепт на случаи жизни для достижения желаемого эффекта. Сценарии могут быть эффективными, а могут быть и нет. Иногда они устаревают или перестают работать в конкретном обществе. А иногда они бывают ложными. Т.е. они провозглашают и обещают одно, а на самом деле при помощи них нельзя ничего такого добиться, либо они сразу обречены на провал. Здесь же есть информация о том, как должен работать мир. И если ты имеешь некий результат или оказываешься в том или ином положении, то значит тебе могут приписать роль и сценарий, по которому ты достиг этого результата. Например, довольно распространенное явление в настоящее время когда женщину на дорогой машине оценивают как «насосавшую» на данное средство передвижения. Т.е. заранее определяется что женщина исходя из своей роли не может заработать на моашину, а значит ее сценарий получения автомобиля - только через постель. То что считают другие - это одно. Но часто люди отказывают себе в покупке тех или иных вещей, потому что у них тот же самый сценарий. Они считают что дорогая машина признак нечестности и некой неприличности. Более того, люди заранее могут избегать успеха, потому что в сценарий « разбогател» несет отрицательный смысл. А бывает так, что сценарий «разбогател» принадлежит родителям и не является реально ценным для истинной личности человека.
3. Семейные паттерны. Здесь мы черпаем вдохновение о том, какой должна быть хорошая мать, жена, муж, дети и т.п. Что они должны делать для того, чтобы семья выполняла свои функции и все ее члены получали от этого удовольствие, чувство включенности, безопасности и любви. Паттерны не только приписывают поведение, но и еще какбы обещают некоторые гарантии, что будет если ты себя будешь вести таким или иным образом. Однако, не все моменты действительно бывают полезны и функциональны. Совсем недавно рассуждали на тему важности хороших кулинарных способностей женщин. Существует группа дам, которые считают, что это обязанность женщины готовить хорошо. И это, в общем-то довольно хорошо, если жена и мать могут приготовить отличные вещи, но семейный паттерн еще обещает, что стряпня гарантирует отсутствие непонимания в семье и стойкий интерес мужчин к семейному очагу. И именно по качеству борща мужик выбирает себе ту, с кем будет жить и иметь детей. Иногда для дам бывает полным потрясением, когда муж выбирает блондинку вместо борща. Что значит быть хорошей дочерью? К сожалению, довольно часто встречается ситуация, что «хорошая дочь» должна показывать свою несостоятельность и зависимость от родителей до старости, и поднимать их чувство значимости и необходимости.
4. Паттерны малых групп. Как бы мы того не желали нас кроме родителей еще окружает некая малая группа «неродственников». Это друзья, соседи, воспитатели и учителя в детстве, коллеги и т.п. Они тоже могут нести положительное и отрицательное в нашу жизнь. Друзья определяют что хорошо , что плохо в этой среде. Как надо делиться машинками, стать «классным пацаном», самой лучшей подругой, успешным учеником и т.п. Так же как и во всех остальных случаях с полезной информацией мы можем набрать много лишнего, что нас не только не касается, но и не нужно нам.
Еще раз повторю основную мысль. «Фальшивое я» или «маска» или «публичное я» может нести нам благо и вред. Все зависит от того, как оно сочетается с нашими внутренними потребностями и как с помощью этого я человек функционирует в обществе. Т.е. как оно помогает стать ему более приспособленным к жизни и достигать ценных для себя целей. Очистится от всего не нашего не имеет смысла и не такая уж умная задача. Опять же возвращаясь к горшку, наверное стоит оставить это сакральное знание в том виде, в каком мы получили его от родителей. Т.е. скажем в 30 лет нет смысла экспериментально выяснять преимущества пользования туалетом, перед беспорядочным использованием мест по вей квартире. Смысл заключается в том, что необходимо «выловить» то, что вам мешает и этим разрешить себе не пользоваться.
Но, как я уже говорила, некоторые части этого фальшивого я довольно глубоко в нас интегрированы и мы не можем их отделить от себя. И опять же повторюсь некоторые части этого я могут по своим целям и средствам вполне совпадать с нашим истинным я.Однако в некоторых случаях противоречия имеют место и их можно определить по следующим критериям.
1. Страх за будущее. Часто возникает из-за того, что взяв чужие схемы и цели для себя, мы не знаем, куда мы идем и что мы с этими целями будем делать, к чему они нас приведут.
2. Зависимость от людей - родителей, супругов, партнеров, собственных детей. Мы не имеем уверенности в собственных желания и их ценности - вот другие - они знают, они являются теми кто определяет наше поведение, дает нам знание о том, чего мы хотим, и что для нас хорошо.
3. Имитация поведения окружающих. Чужое поведение более естественно, более ценно, более успешно. Сами мы не можем генерировать нормального успешного поведения, тем более если мы не знаем, чего на самом деле хотим мы.
4. Сравнение всего и вся - как у меня шуба, как машина, как дети, как квратира, как я провожу отпуск. А другие? Может быть их понимание хорошего лучше, чем у меня и я должен иметь тоже самое, чтобы чувствовать себя счастливым.
5. Постоянное сомнение в том, а соответствую ли я тем или иным стандартно, не выгляжу ли я глупо или смешно, одобряют ли меня, любят ли, не обманывают, адекватен ли я.
6. Разочарование в собственных достижениях, отсутствие удовольствия от них. Мы выполняем чужие желания и реализуем чужие цели. Которые совершенно не нужны нашему внутреннему я.
И вот эти самые чувства и ситуации, которые можно у себя отметить, и есть прекрасный материал для работы над собой. Т.е. необходимо прислушиваться к тому что хочет ваша личность. Это значительно облегчает достижение целей из-за того что человек становится более мотивированным, больше чувствует отдачу от своей жизни, лучше чувствует ситуацию и наслаждается жизнью.