Трудный ребенок в семье.

Mar 10, 2012 10:13

   Тут на днях с мужем  беседовали и он заметил, что в США имеется некоторая тенденция всем детям, которые ведут себя нежелательным образом  выдавать диагноз «биполярное расстройство» или «СДВГ». Конечно, когда ввели эти единицы - это было большим шагом  навстречу детям, которые действительно страдают данными расстройствами. Однако со временем с этим начинают уже перебарщивать.  Ребенок не слушается?  Да он больной у нас!  Иногда ребенок ведет себя так, что это делает вызов родительской роли. Мы для него все, а он стервец. Он может быть действительно такой и родители действительно делают все. Но  общество может не поверить и, вообще, это  может не совпадать с нашими ожиданиями  и представлениями о собственном родительстве.    Диагноз позволяет многое расставить по местам во внутреннем мире и этим начинают пользоваться.    Т.е. диагностирование становится скорее социальным явлением, методом занять место в обществе, а не медицинским инструментом. Поэтому вот вам маленький конспектик по литературе на эту тему.
Откуда берутся «трудные» дети?  Народное мнение дает нам 2 варианта  появления таких детей в семьях.  Первое - это больной ребенок  или носитель разных отклонений в развитии типа СДВГ и аутизма; второе - невоспитанный ребенок. Т.е. если  чадо невыносимо в обществе, добрые люди скажут родителям « дайте ему таблетку или всыпьте ему ремня\ перестаньте его пороть» Но с «трудными» детьми не так все легко.  И тут дело не только в низкой эффективности ремня или таблеток, а в том, что не каждый трудный ребенок болен или не воспитан.

Человеческий характер и его психика, как известно, некоторое сочетание  действия генов и внешней среды. Прекрасно, когда то или иное сходится. Однако бывает и наоборот.   Например, лица с рецептором к дофамину 4 типа очень вписываются в среду, где нужно много передвигаться и сталкиваться с новыми людьми, в консервативной среде они выглядят бродягами и разгильдяями.  А кроме дофаминовых рецепторов так же причиной трудности может быть темперамент, который не соответствует окружающим или же находится на границы принятой в обществе нормы

Бывает, что родители имеют  темперамент, отличный от темперамента ребенка. Активным кажется, что их спокойный сын какой-то заторможенный и  они постоянно его теребят и подталкивают. Спокойным родителям их активный ребенок кажется расторможенным и  они пытаются всячески его удержать на месте.

Более того существует множество факторов, которые при некотором не совсем удачном сочетании могут делать поведение ребенка сложным. В принципе это все варианты нормы, по которым определяется индивидуальность. Однако, если взять несколько показателей близких к границе принятого, то вот он - «трудный ребенок» . Вот несколько параметров.
  1. Уровень активности  не всегда совпадает с возможностями среды.  Бывают дети очень живые,  и в заставленной хрупкими вещами квартире риск что-то сделать не так возрастает.  Не всегда группа детей совпадает опять же по темпераменту. Между тихими детьми и активными может быть довольно внушительная разница в поведении.  Темперамент более распространенный в группе может рассматриваться как норма «нормальные дети», другие же кто не совпадает могут попасть в разряд хулиганов или  заторможенных и неактивных.
  2. Дети в целом более отвлекаемы, чем взрослые. Иногда среда требует от ребенка большей внимательности, чем он способен
  3. Интенсивность  эмоциональных реакций тоже может быть совершенно различной. Кто -то выдает радость улыбкой, кто-то прыгает на месте и целует родных. Некоторые дети внешне могут довольно спокойно переносить неудачи, другие устраивать трагедии на ровном месте.
  4. Регулярность привычных действий. Некоторые дети очень склонны к порядку и последовательности, другие больше любят разнообразие и легко переходят от одного режима к другому, пробуют различные подходы к одному и тому же действию.  Кто-то не может спать без любимого мишки, кто-то один день с пит с ежом, другой с моржом. И во всех в этот вечер беззаветно влюблен. Есть дети, которые спят сразу со всеми мягкими игрушками, которые есть в наличии.
  5. Настойчивость в достижении тех или иных целей может так же разнится. Есть дети, которые могут собирать модель из конструктора от и до в один присест. Есть которые делают это в несколько подходов, а есть те, у которых хватает интереса минут на 10. Если не получилось за это время - интерес  утерян и у конструктора нет больше шанса.
  6. Чувствительность к раздражителям. Есть дети, которые относятся довольно спокойно к тому, что происходит вокруг, есть те, кто из-за непривычной консистенции еды могут отказаться от нее или капризничать из-за ткани на одежде.
  7. Реакция на новое у детей в рамках нормы тоже может быть различна. Для кого-то это интересно, кому-то безразлично, кто-то реагирует на новое тревогой, а кто-то резким неприятием.
  8. Адаптивность также у детей не одинаковая. Некоторые сразу вливаются в новую обстановку, некоторым месяцами приходится привыкать.
  9. Базовое настроение у детей отличается. Кто-то более радостен, кто-то более печален по своей природу.

 В целом,  по мнению доктора Стенли Турески, автора книги «трудный ребенок», можно выделить  несколько степеней «трудности»:
  1. В целом ребенок нормальный и послушный, но временами  в отдельных случаях, чувствительных для ребенка возникают сложности, которые родители могут уладить.
  2. Трудный ребенок, которого действительно сложно растить. Трудности возникаю буквально на каждом шагу и требуют постоянного вмешательства  родителей.
  3. Очень сложный ребенок, у которого случаются не просто сложности и трудности, а он попадает постоянно в довольно сложные ситуации. С ним постоянно что-то случается.
  4. Невозможный ребенок  -  «матереубийца».  Конфликтует не только с окружающими, но т с семьей.

 «Трудный»  ребенок  часто не только является сам себе проблемой. Его главная проблема в том, что он проблема для родителей, и это естественно только добавляет масла в огонь. Более того трудный ребенок сильно влияет на отношения между родителями.

Мать по отношению к факту наличия такого дитя часто испытывает

- недоумение -  в кого он у нас такой уродился, может что-то было не так во время беременности ил

- « я как выжатый лимон» - ребенок требует постоянного внимания и участия, потому что шаг в строну или потеря внимания и все - что-то случится

-гнев - ну, да, такие дети из себя выводят, тем более когда на вкладываемые усилия имеют 1% КПД

- вина - мать постоянно ищет в чем причина. Она плохая мать,  вела себя неправильно во время беременности, переболела гриппом, недостаточно уделяла внимания во время младенчества и еще масса всяких «сделала не так».

- смущение - ребенок постоянно ставит мать в такое положение, когда  окружающие, хотя бы про себя, в уме задаются вопросом о ее способностях родителя. Матери же в свою очередь хочется как-то объяснить, что это совсем не так, и что она делает очень много и т.п.

- тревога и депрессия - мать постоянно ожидает от ребенка подвоха или новой выходки. Предсказания знакомых «вот через полгода будет легче» не сбываются. Кризис 2-3-х лет затягивается на 4 и на 5 и кажется, что этот кошмар будет длиться вечно.  Удовольствие от материнства довольно ограничено и кратковременно

- изоляция - да, такие дети не у всех. У кого-то дети играют спокойно в песочнице и их родители очень негативно реагируют на появление монстра в коротких штанишках рядом со своими чадами. И их можно понять. Не известно, как бы поступили вы если бы у вас был нормальный ребенок, а у кого-то трудный. Иногда матери в лицо высказываются всякие предположения об атмосфере в семье и о возможных ее зависимостях от алкоголя, наркотиков и сериалов. Часто матери трудных детей выбирают изоляцию.  Более того они не разрешают себе выражать и обсуждать с другими свои чувства по отношению к ребенку.  Ну, у окружающих довольно сложное отношений к таким детям и редко кто  готов поддержать женщину в ее ситуации морально. Более того родители могут обращаться к специалисту и тот действительно ничего у ребенка не находит. А если ребенок здоров, то что-то с родителями не так, если есть проблемы.

В принципе, если отец включен в воспитание ребенка, то он разделяет те же переживания. Однако нередко, что мужики поступают по другому.

- если ребенок не отвечает чаяниям отца, то он  дистанцируется от ребенка и воспитания, оставляя решать все матери

- чаще раздражается на ребенка  и срывается на нем.

- обвиняет супругу в неправильном воспитании. Более того, ребенок к вечеру навыкрутасничая с матерью в присутствии отца действительно ведет себя по другому. Смена декораций и действующих лиц и он готов сотрудничать. Часто отцы этот факт объясняют тем, что просто мать не справляется, занимается ерундой весь день ( смотрит сериалы и сидит на форумах)

Между супругами может расти общее напряжение и неудовлетворенность браком, что в свою очередь  может вести к разводу.
Тут еще подчеркну. Наличие «темпераментных детей» не опровергает наличия СДВГ, биполярного расстройства и оппозиционного расстройства. Часто внешне эти проблемы могут   быть схожи. Но что касательно легких случаев  СДВГ и оппозиционного расстройства, то тут  в первую очередь идут  те же самые воспитательные и обучающие методы, что и при сложном темпераменте. Другое дело, что диагноз и его отсутствие  может стигматизировать в равной степени.  Ребенок может быть «злодеем и хулиганом»  или « гиперактивным», что иногда ведет к тому, что ребенок принимает это как свою долю и отказывается от попыток что-то сделать со своей жизнью в дальнейшем. К сожалению и « сложный характер» и « « расстройство» часто рассматриваются как основания для «терпеть и дуть в попу». Это приводит к неблагоприятным результатам в обоих случаях. Другими словами, какова бы не была причина плохого поведения , это требует вдумчивого подхода от родителей и педагогов.  Ярлык повесить легко, но ярлык бывает довольно плохим помошником

детская психология, детская психиатрия

Previous post Next post
Up