Что еще может быть похоже на СДВГ у детей, но таковым не является?
Это генерализованное тревожное расстройство. Им страдают от 2 до 9 % девочек и от1 до 4% мальчиков по данным разных исследователей. Считается, что эта избыточная и постоянная тревога связана с особенностями развития мозга. Есть такая теория, что у таких людей тревога возникает вне зависимости от каких-то обстоятельств, а сама по себе, и только потом привязывается к каким-то событиям и объектам.
Для сравнения, как это происходит в норме и при тревожном расстройстве.
В норме: ребенок видит собаку. Образ поступает в мозг, там обрабатывается, связывается со знаниями о собаках и возможно опытом, когда собака ребенка напугала. Мозг расценивает эту ситуацию, как возможно опасную и ребенок начинает испытывать тревогу от присутствия животного.
При тревожном расстройстве: слишком активные нейроны в «центре страха» в миндалине при отсутствии сдерживающих импульсов других регионов мозга постоянно шлют сигналы «опасность». В такой ситуации у каждого человека есть потребность снизить неприятные тревожные ощущения, поэтому люди стараются локализовать источник тревоги. Так как его нет на самом деле, тревога «привязывается» к любому объекту из вне. И только после этого происходит интеллектуальная обработка. «Наверно я так тревожусь, потому что тут собака, а собака может укусить» На месте собаки может быть все, что угодно.
Естественно, что тревога нужна в организме и она инструмент предупреждения опасности. Все дети, так или иначе тревожатся, но в случае вопрос стоит не в том, что ребенок имеет тревогу в принципе, а в степени этой тревоги. Ребенок в норме одновременно тревожится о чем-то одном. Видит собаку - тревожится о собаке. Собака убежала, он тут же забыл о ней и через какое-то время может начать тревожится о реакции родителей на двойку. Ребенок с генерализованным тревожным расстройством может беспокоиться о многих вещах одновременно. Считается, что если таких тревожащих тем 6 и более, то у ребенка возможно именно это расстройство.
Более того, дети, как правило, очень хорошо понимают то, что они тревожатся гораздо больше остальных и это выделяет их из всего детского коллектива. Если ребенка такого попросить сравнить его волнения и волнения одноклассников, то он уверенно может сказать, что окружающие более спокойны. Дети с расстройством довольно болезненно переживают это различие, считают себя слабохарактерными и глупыми.
Часто у ребенка вызывает беспокойство то, что другие дети не замечают как что-то особенное и волнующее. Например, за окном дерево клонится от ветра, ребенок тревожится, а вдруг упадет и разобьет окно. Дети открывают учебники, ребенок с генерализованным тревожным расстройством беспокоится, а вдруг учебник порвется. В отличие от страхов навязчивых, эти страхи не фиксированы на какой-то конкретно теме или предмете. Они всегда разные и возникают буквально на пустом месте.
Какое отношение имеет к дефициту внимания? А вот попробуйте одновременно тревожиться о 6 и более вещах. Пока дети слушают учителя, ребенок может тревожно крутиться и проверять случайные угрозы. Он может быть парализован перспективой написать неправильно букву или уронить книги, вытаскивая их из рюкзака.
Часто тревожные дети бывают еще и перфекционистами. Т.о. они постоянно тревожатся там или здесь допустить промах или ошибку. Другими словами мозг ребенка занят тревожными размышлениями, внимание сосредоточено на различных посторонних объектах, к которым привязывается тревога. Урок пролетает мимо его ушей незамеченным.
Часто, учитывая постоянное напряжение, дети становятся плаксивыми, плохо спят, жалуются на боль в плечах, головную боль, головокружение, сердцебиение, неприятные ощущения в животе.
Довольно интересно сочетание тревоги и СДВГ. Тревога уменьшает некоторые проявления синдрома дефицита внимания, за счет того, что довольно активно стимулирует лобную долю ( мозг занят поисками опасности). Т.е. компенсирует СДВГ в некоторой степени. При этом, когда начинают лечить тревогу, ребенок становится менее адаптированным и его поведение ухудшается, так как будто ему становится хуже после лечения. Он становится непослушным, расторможенным, менее внимательным. Поэтому тут нужна довольно тонкая диагностика и обязательная компенсация симптомов СДВГ.
Что делать с тревожным ребенком? Я надеюсь после описания «процесса в мозгах» стало понятно, что «закалять силу воли» путем создания каких-то экстремальный условий для чада нет никакого смысла. Эффект бывает только негативный.
Ребенку рекомендуется объяснить доступно, в чем суть его проблемы. Что это в первую очередь особенность работы его мозга. Кроме того, необходима поведенческая психотерапия, связанная с выработкой навыков преодоления тревоги, а так же работа над перфекционизмом, если таковой имеется.
В крайнем случае, если у ребенка тревога очень выражена и это откладывает отпечаток на его повседневной жизни, рекомендуется подбор лекарств. Но лекарства не отменяют психотерапии.