В продолжении поста о нарушении
центральной обработки слуховой информации Какие тесты могут подтвердить наличие расстройства:
- Тест аудиометрический
- Стволовые вызванные слуховые потенциалы http://www.newneuro.ru/avsp-akusticheskie-stvolovye-vyzvannye-potencialy-diagnostika-lechenie-klinika-vosstanovitelnoj-nevrologii-lechenie-insulta-vrach-nevrolog-diagnostika-mozga-osteoxondroz-106.html
- Частотно-полосовая речевая аудиометрия http://zakazufa.ru/?p=110
- Дихотическое прослушивание.
Т.е в этих тестах должны быть обнаружены нарушения работы тех или иных отделов мозга, обрабатывающих звук.
После подтверждения диагноза нужно поставить в известность учителя. Т.е. объяснить из-за чего ребенок ведет себя определенным образом и что с этим делать. Сделать упор на то, что это не глухота, не снижение интеллекта, а особенности восприятия. Вообще рекомендации подошли бы не только детям со сложностями в обработке слуховой информации, но и другим детям.
Обратите внимание, что ребенок может быть более внимателен в школе, и менее внимателен дома, или наоборот. Это зависит от многих внешних причин, и самого ребенка обвинять в том, что вот где-то он может себя вести нормально, а где то нет, значит «делает на зло» нецелесообразно. Более продуктивно обучать ребенка более равномерно руководить своим вниманием и знать о своих слабых местах в восприятии.
Как организовать обучение ребенка, у которого обнаружилось такое расстройство.
- Минимизация шума. Надо учитывать, что совершенно любой шум может выбить ребенка из колеи. Это может быть окно, выходящее на шумную улицу, аквариум с «булькающим воздухом», шумящая система отопления или трубы. Конечно, занятия в полной тишине это самое то, но не всегда доступная в городе роскошь. Тем более в школе. Однако в школе надо постараться выбрать для ребенка такое место, чтобы он сидел максимально близко к учителю и дальше от источников шума.
- Подача обучающего материала должна начинаться с привлечения визуального внимания. Только после того, как вы добились, что ребенок смотрит на вас можно начинать говорить.
- во время объяснения нужно дополнительно сделать акцент на важных моментах. Опять убедиться, что ребенок смотрит на вас и сказать: «Это важно». Не грех повторить несколько раз, чтобы ребенок действительно уловил, о чем речь.
- Когда переходите к новой теме, убедитесь, что ребенок понял, что произошел этот переход. Желательно, чтобы ребенок дал вам знать, что он готов к переходу на новое занятие. Например повторил вашу фразу о том, что вы меняете задание. «Мы занимались русским языком, а теперь будем делать математику»
- Работайте над тем, чтобы ребенок делал отдельные заметки во время объяснения учителя. Это сначала будет не легко, потому что внимание нужно будет разделять на 2 части, но в дальнейшем это значительно поможет усваивать материал лучше. Начать тренировку лучше дома, когда ребенку будет прочитан рассказ или занимательная статья, по которой он должен будет сделать заметки, а потом пересказать или объяснить суть текста.
- Больше визуального материала и меньше длинных объяснений к ним. Информация должна быть максимально наглядной и просто изложенной. Длинные многоступенчатые директивы и объяснения по одной картинке. С посылами в прошлое и будущее ребенка будут дезориентировать. Но, зная, что это слабая сторона его восприятия можно заниматься с ребенком дома, постепенно расширяя объем информации.
- Поощряйте ребенка переспрашивать непонятное
- Обязательно просите ребенка пересказать материал и обсудите места, которые он не понял.
- Необходимо планировать время занятий и отдыха. Излишняя нагрузка в виде кружков и студий может оказывать на детей эффект излишней перегрузки.
- Учите ребенка использовать разные способы получения информации и обучения. Ребенок не только должен слушать и отвечать, но и видеть, щупать, обсуждать, записывать, зарисовывать, изображать в движении. Это все способствует лучшему усвоению материала.
- Учите ребенка использовать мнемоники ( ключи-напоминалки по первым буквам слова или фразы, типа «каждый охотник желает знать, где сидит фазан). В русском языке это не очень развито, но можно и тут проявить креативность
- Учите работать с информацией, составлять простые сравнительные таблицы, схемы, что как работает. Это можно делать не только за уроками но и на отдыхе, когда ребенок чем-то увлечен. Нашел гриб-сыроежку? Давай сравним с белым грибом. Найдем отличия.
- Учите делить информацию на маленькие кусочки объедененные единым смыслом. Например запомнить не 10 птиц обитающих в местности, а 5 перелетных и 5 зимующих.
- В классе не дурно использовать некоторые звукопоглащающие уловки. Например, резиновые наконечники на ножках стульев, регулярные проверки мебели и ремонт, чтобы не скрипели.