В обсуждении детей с СДВГ возникли вопросы еще по поводу синдрома Аспергера, являются ли они одним и тем же. Там действительно есть несколько схожих характеристик, но все-таки не смотря на эту схожесть, расстройства разные.
Синдром Аспергера относится к так называемому аутистическому спектру расстройств. Что это такое, я уже писала как-то. с тех пор в понимании вопроса мало что изменилось Исследования расстройств этих идут полным ходом, но глобальных сдвигов не особенно много.Что происходит в голове у людей с разного рода аутистическими расстройствами точно до сих пор не известно. Около месяца назад была опубликована статья, которая показала, что у больных не совсем четко работают те отделы мозга, которые определяют где «я» а где «ты». Т.е. распознавание своей и чужой личности затруднено. Как это происходит, здоровому человеку понять довольно сложно. Наш мозг, заприметив другое человеческое существо, тут же за доли секунд производит некие оценки, согласования между отдельными частями и выдает нам , где тут мы, а где тут другой. У аутистов происходит некоторая путаница в этой процедуре. Однако, является ли этот механизм ключевым, или же дополнительным, не известно.
Тем не менее, даже без понимания нейронных связей и цепочек, существует теория, которая лежит в основании современного понимания расстройств аутистического спектра. Это теория разума.
В двух словах: когда вы встречаете кого-то ,
- вы знаете что у вас на уме по поводу вашей встречи ( т.е у вас есть некие ожидания, знания, предположения и решения как себя вести, о чем говорить и т.п.).
- вы знаете, что у человека есть тоже что-то на уме (т.е. вы можете предположить в отношении этой личности что-то из разряда того, что вы знаете о себе)
- вы знаете, что ваши ощущения и мысли различны
Это и запускает наш процесс общения, потребность взаимодействия с другими. Если какой-то из этих трех компонентов поломан, то довольно трудно найти причину для того чтобы начать общаться. А тем более, если вы не знаете кто вы, не знаете, что перед вами кто-то обладающий хоть какими-то характеристиками, как развить хоть какие-то крупицы эмпатии между вами. Вот из этого, согласно современным представлениям и возникают все проблемы в жизни людей с аутизмом.
Что же касается СДВГ, то там совсем другие механизмы, о которых я писала в предыдущем посте. Но, чтобы было еще понятнее, давайте сравним схожие внеше симптомы, которые кажутся одними и теми же в случае СДВГ и расстройств аутистического спектра.
.
ПроблемаАутистический спектрСДВГРебенок ведет себя не соответственно ситуации, шутит, отвечает не впопадРасстройство прагматического языка - это снижение способности распознавать и использовать язык в той или иной социальной ситуации. Т.е. возможность понять что когда, кому и где можно сказать. Чего именно касается вопрос, и как на него ответить. Например, в класс входит новый ученик и учитель решил его расспросить по подробнее, о том, где и как он учился и жил. Учитель спрашивает : «Ну, откуда ты к нам пришел?» Мальчик отвечает : « Из коридора». Тут нельзя сказать, что ответ был категорически не правильным, просто социальная ситуация подразумевала совершенно другое. Мальчик не шутит, он действительно не видит этого социального контекста разговора. Над ним могут смеяться или даже издеваться из-за невозможности оценить ситуацию, но сам ребенок далек от желания на кого-то произвести впечатление.Ребенок довольно быстро отвлекается от того что происходит вокруг. Попав в незнакомую обстановку, он может не слышать, что его спрашивают и отвечать то, что первое в голову придет. Иногда такие промахи вызывают смех одноклассников и стимулируют к новым «подвигам»Неуместное поведение.Непонимание неписаных правил. Существует множество законов социума, которым нас никто не учит. Мы знаем, что во время разговора надо смотреть в глаза, если хочешь, чтобы тебя лучше понимали, мы знаем на какую дистанцию к человеку подходить во время разговора. Мы можем выбирать уместные подарки ( не дарим елку на 8 марта)Ребенок может поддаваться первому импульсу. Так как он плохо планирует свое поведение и у него ослаблена возможность пользоваться прошлым опытом, то он может вести себя совершенно из рук вон. Более того, он может прекрасно знать о том, что такое поведение неправильное. Но у него снижена интернализация правил. Т.е. теория не доходит до практики. Ребенок неправильно вполняет задания и рекомендации по взаимодействию с другими людьми
Невозможность в общении выбрать главное и второстепенное происходит от невозможности удерживать большую картину социальной ситуации и знания о том, что у собеседника существуют несколько интересов и тенденций. Например, нам могут преподносить информацию в шутливой форме. В норме мы вычленяем нужное, а шутливое откидываем. Для аутиста это не всегда легко. Он весь текст может воспринять буквально. Тоже не может выбрать главное из ряда однозначных предметов или фактов. Но тут механизм в основном связан с невозможностью сконцентрировать внимание на деталях. Шутливая информация может оказаться в его голове руководством к действию, либо остаться только шутливая часть, потому что она ярче и эмоциоанльнее звучит Ребенок с трудом усваивает объяснения, не понимает наглядных пособий Символические ключи не всегда доступны ребенку с аутизмом. Коробка красного цвета с синими стеклянными вставками с одной стороны и колесами может быть игрушечной пожарной машиной. Но мозг не всегда объединит эти части в единый образ. Все так и может остаться на уровне коробки, колес и вставок. Соответственно, не понятно, как в это играть, и нужно лт к этому набору деталей проявлять интерес. Ребенок слишком быстро может уйти в сторону от правильной ассоциации с тем или иным наглядным пособием. Чаще выбирается та ассоциация, которая связана с более сильными и яркими эмоциями. Ребенок с трудом участвует в совместных мероприятиях с другими детьми.Ощущение разделения чувств и опыта может быть тоже плохо доступно. Например, если не возможно создать эмпатические мостики, то невозможно наслаждаться совместным просмотром спортивных мероприятий или встречать рассвет. Аутист не знает, как и что надо делать, чтобы чувствовать общность. И интереса у него особого к этому нет. Ребенок часто не может объединить детали присходящего в связанное событие. Его отвлекают детали, он быстро утомляется и перевозбуждается. Начинает действовать согласно любым случайным стимулам. Не слушает повторные замечания учителя, не реагирует на знаки, что окружающие не одобряют его поведения. Аутистические дети плохо понимают невербальное выражение чувств, эмоций, состояний. Им не понятны выражения лица, язык тела, тон и ритм речи. Они могут фиксировать изменения но не знают с чем эти изменения в собеседнике связаны, а соответсвенно не могут корректировать свое поведение У детей с СДВГ есть довольно сложное понимание эмоций других, а так же связи эмоций с определенными действиями. Он может так же фиксировать сердитое учительское лицо, но для него не ясно, что лицо возникло в связи с какими-то его действиями и означает, что учитель намеревается предпринять меры.
Зачем нужно понимать эту разницу? Затем, что дети нуждаются в разных коррекционных подходах и условиях учебы.Конечно, опять же весь вопрос в степени. Если говорить о синдроме Аспергера, то симптомы могут быть выражены в минимальной степени. Однако, ребенок вовсе не наслаждается своим состоянием, а как правило довольно глубоко переживает свою неспособность влиться в коллектив. И даже, учитывая, что ребенок с синдромом Аспергера может быть очень хорош в учебе, он может действительно очень сильно страдать от недружественно настроенного детского коллектива. Особенно потому, что ему трудно корректировать свое поведение согласно нормам самостоятельно и беспрестанно, как делают это обычные дети.
Мозг разнообразен и всемогущ и представьте себе, что есть дети, у которых и СДВГ и аутизм. Может быть и незрелость лобной доли и еще вся эта путаница с «я» и «ты». Им надо еще больше помощи для успешной адаптации, но диагностически на практике таких детей довольно сложно выделить из-за того, что в одном и том же симптоме могут работать оба механизма.