Могут ли быть у глухих слуховые, а тем более вербальные ( словесные ) галлюцинации? То что у слепых они могут быть,я уже писала
http://gutta-honey.livejournal.com/34935.html . Но в этом случае человек имел опыт зрения и мозг был "знаком" с визуальными образами. Одно дело, если человек какое-то время так же слухом обладал, а потом потерял его, другое дело, когда слуха не было вообще никогда. Т.е. вообще никогда мозг не получал информацию подобную слуховой. Однако было показано, что глухие люди, страдающие шизофренией, жалуются на "голоса". Эти случаи описаны достаточно широко, им до недавнего времени давали следующие объяснения:
- это не "голоса", а любые другие слуховые феномены, которые глухой человек определяет как голосовые. Откуда ему знать, прав он или нет, но возможно он просто представляет, что то, что происходит в его голове, это "голоса".
- на самом деле галлюцинации не слуховые, а зрительные, в виде знаков жестовой речи. В опыте глухих это "речь" и на ней говорят и ее слышат. Так что то, что галлюцинации слуховые вербальные, а не зрительные вербальные, это просто момент недопонимания между больным и врачом.
- возможно, что это вообще не галлюцинации, а бредовые идеи, что больной стал слышать и выдает за "голоса" свои ложные умозаключения.
Во время исследований эти гипотезы частично были подтверждены, однако оставалось некоторое количество больных настаивавших, что, не смотря на свою врожденную глухоту, они действительно "голоса" слышат. МРТ исследования показали, что у глухих действительно во время галлюциноза спонтанно активируется не только зона Брока ( отвественная за речь), но и нижняя часть левой лобной области, которая ответсвенна за "внутреннюю речь".То есть голоса приходят из "внутренней речи" глухих людей.
Но на самом деле, этот факт не сильно помогает в понимании того, как же люди слышат "голоса". Ведь "внутренняя речь", так же подразумевает "речь", и для ее формирования требуется так же некоторый слуховой опыт. Однако было показано, что не смотря на то, что жестовая речь имеет другую физическую и пространственную структуру она в мозге использует те же "речевые" области, и возможно, что мозг точно так же,как и у слышаших людей формирует на основе активации этих зон "фонологические представления". Т.е. для глухого человека жест будет "звучать". На основе этого и будет развиваться "внутренняя речь", просто мозг для ее формирования будет использовать другой "вход" ( метод загрузки информации".
Вообще, внутреняя речь очень важный инструмент в развитии и используется не только для того, чтобы поговорить с самим собой. Особенно это было хорошо показано именно на примере глухих людей. Сам язык жестов был изобретен в конце 16 века священником Шарлем де ля Эспи. До его изобретения глухие дети считались безнадежно умственно отсталыми, однако те, кто научился этому новшеству начинали лучше функционировать в обществе. Но в 1880 году международный конгресс учителей решил , что глухих от рождения нужно учить разговаривать и жестовая речь в некоторых школах была даже под запретом, вплоть до того,что детей заставляли держать руки за спиной ( не давали жестикулировать). Говорить это конечно хорошо, НО. В 1970 году Конрад тестировал чтение у глухих от рождения детей. Понятно что они значительно отставали от сверстников, хуже понимали текст и не могли нго пересказать. Однкао сам исследователь пришел к выводу, что причина здесь не в общей невозможности таких детей научиться читать, а в том, что у них не формируется после прочтения текста "потока смысла", а только отдельные образы, которые им достаточно трудно связать воедино. С другой стороны, дети рожденные в семьях с глухими родителями справлялись с заданием гораздо лучше. Конрад вынес предположение, что если ребенок использует язык жестов и видит его в возрасте до 4-х лет, для его мозга это такой же язык, как и все остальные и он использует визуальные образы так же как, и слуховые и в большой степени развивается так же, как и мозг слышащего ребенка. Т.е. мозг способен развить "внутреннюю речь", осознаваемую глухим, как звуковой сигнал.
Так что видимо, что и у глухих вполне могут быть именно "голоса". Но собственно нестолько важна сама ситуация с тем слышат они или не слышат, а то, что мозг удивительное образование, который адаптируется к самым невероятным условиям.
via Mindhacks
http://www.scribd.com/doc/19823784/Prelingually-profoundly-deaf-schizophrenic-patients-who-hear-voices-a-phenomenological-analysis http://www.dichotomistic.com/mind_readings_deaf%20speech.html