Нейропластичность.

Jan 03, 2009 12:08

Как все слышали практически с детства - нервные клетки не восстанавливаются. И не появляются вновь, если по каким-то причинам ребенок родился без них. Однако наука идет вперед и было показана, что некоторые участки мозга все-таки способны к восстановлению за счет появления новых клеток. Этот вопрос тут уже обсуждался, когда про ПТСР говорили. Это, конечно, очень радует, но уж эти части мозга которые восстанавливаются, хоть и важные, но, увы… не совсем то, чтобы нам хотелось. Нет, как говорится пределу совершенства, тем более что человек, не успев этим совершенством восхититься, уже обиженно кривит губы: «А что, это все что ли? И фокусов больше не будет? Нуууууу…. А я то думал….».
Ну, так вот, я вам официально заявляю, от лица некоторых ученых, (хоть меня никто и не уполномочивал, но все же) что фокусы будут. Да, в настоящее время показано, что кора головного мозга не восстанавливает свои клетки, НО. Оставшиеся в живых нервные клетки берут функции своих погибших или отсутствующих соседей на себя за счет образования дополнительных связей между друг другом, что носит название нейропластичности . Вообще нейроны очень общительны. Если у новорожденного ребенка каждый нейрон в среднем имеет 2 500 соединений, то уже к году за счет большого объема поступающей информации таких соединений становится 15000. Но, увы, после 3-х лет, за счет того, что повседневная жизнь не требует такого разнообразия связей и соединений, то мозг начинает часть из них отключать. К старости часть нейронов может оказаться совсем без связей и без общения нейрон скучает, хиреет и погибает от одиночества. В принципе, можно до старости и не ждать. Если, к примеру, ребенок находится в однообразной среде, которая не дает ему укреплять связи между нейронами, потеря связей между ними идет быстрее. Не могу сказать, что это приводит к гибели нейронов, но вот серьезные нарушения развития вызывает однозначно. С другой стороны, чем более разнообразной деятельностью занимается ребенок, тем больше связей, в мозге, тем больше в нем активные области. Например, известно, что у пианистов очень большие поля связанные с мелкими движениями рук и поля отвечающие за восприятие музыки.
Но нейропластичность может быть как положительным, так и отрицательным явлением. Благодаря ей мозг не только восстанавливает утраченные функции, но может и поддерживать патологические состояния за счет того, что возникают дополнительные связи. Такие ситуации, как считается, могут быть при навязчивостях и различного вида зависимостях ( наркотической, алкогольной и т.п.)
Тем не менее, человечество возлагает большие надежды на эту способность мозга из-за возможности помочь людям, имеющим различные нарушения в мозге вести нормальный образ жизни. Однако изучение этих процессов оставалось достаточно умозрительным до недавнего времени. Ну, согласитесь, что просто так в мозг не подглядишь, чтобы оценить заработали те или иные клетки или нет. Но вот «на помощь нам пришла»(с) функциональная ядерно-магнитная томография, которая собственно и показывает нам, какие клетки работают, а какие нет. Это видно по появлению «огоньков2 или ярких областей во время сканирования. И ну давай, ученые всех подряд смотреть в разных состояниях, у кого чего и как работает. Американцы даже пытались по активности мозга определить политические пристрастия избирателей .
Но не все шпециалисты занимаются политикой при помощи дорогостоящей аппаратуры, некоторые все-таки решили вернуться к поиску лечения больных. Так вот, эти самые люди доказали при помощи МРТ, что восстановление функций мозга при дислексии возможно, и это доказуемо, и наглядно видно при . исследовании Дети с дислексией до прохождения коррекционных методик направленных на развитие чтения имели разрозненные активные участки мозга при виде текста, а после 100 часов специального обучения в течении года у них зажигался огонек в нужном месте, в центре, ответсвенном за чтение. Так мозг, получающий постоянную стимуляцию образовывал за время учебы дополнительные связи и компенсировал функцию. Более того, одно из исследований позволило при помощи той же томографии выявить группу детей с дислексией еще до того времени, когда встает вопрос о чтении. Оказалось, что у здоровых детей в ответ на слуховые стимулы возникает активация лобной доли, а у дислектиков нет. Что собственно дает возможность применить коррекционные методики раньше и более успешно.
Остается лишь открытым вопрос, насколько полно может нейропластичность восполнить утраченную функцию и до какого возраста это работает. Ранее считалось, что такие вещи возможны только в детстве. Я помню, как наш преподаватель анатомии говорил нам, чтобы мы нажимали на его предмет всеми силами, потому как после 25 лет мозг начинает стареть и терять связи. В какой-то мере это справедливо. Чем моложе мозг, тем более он способен к образованию связей. Однако известно, что, к примеру, ослепшие люди в достаточно зрелом возрасте осваивали чтение при помощи специального алфавита. Это происходило за счет увеличения площади чувствительной коры и увеличению связей меду центром чтения и чувствительными зонами. Кроме того, мозг способен к обучению в любом возрасте ( исключая разную патологию), иначе бы старики не могли находить дорогу в новое жилище или ходить в вновь открытые магазины и парки. А ведь еще некоторые занимаются творчеством уходя на пенсию, что так же требует реорганизации в работе мозга. Как изменяется мозг при использовании новых навыков было показано в эксперименте с обучением жонглированию. Человек в течении 7 дней занимающийся этим делом при исследовании на МРТ обнаруживал увеличение плотности одного из участков зрительной зоны коры и происходило это за счет одразования новых связей меду нейронами. Но мозг большой лентяй, (а может просто эконом?) если связи не используются то он их разрушает. Бросите жонглировать, и все вернется на круги своя. Это важно знать для родителей с особенными детьми, да и с неособенными тоже. Ну а для взрослых это вообще должно быть предупреждением о будущем. Закрепленный навык нужно подкреплять ежедневно, иначе он будет утерян. Чем сейчас занимается ваш ребенок ? Смотрит телевизор? А вы хотите, чтобы он читал? Чем ребенок больше всего занимается, те связи он и закрепляет. Другие мозг отрежет, как ненужные провода. То же что и с вами взрослыми. Хотите полноценной жизни в старости, но сидите с пивом у телевизора? И сколько вы этим занимаетесь? Дней семь уже есть? Мозг уже начал разрушать «ненужные связи».;)

психиатрическая быль

Previous post Next post
Up