Госдума меланхолично начала менять Конституцию

Nov 13, 2013 11:03

Госдума рассмотрела в первом чтении президентский законопроект, который предлагает переписать 9 статей Конституции. За то, чтобы упразднить Высший арбитражный суд, слив его с Верховным, и попутно расширить полномочия главы государства по контролю над прокуратурой, проголосовали «ЕР», «СР» и ЛДПР. Второе и третье чтения состоятся уже на следующей неделе.

«А чего тянуть? Раз хозяин решил - значит, так и будет, и голову заморачивать себе нечего, меньше знаешь - лучше спишь», - примерно такими словами охарактеризовал один из депутатов суть происходящего в разговоре с корреспондентом «МК». Может быть, поэтому в зале заседаний народу было негусто, хотя момент случился торжественный: не каждый день пока ещё, слава Богу, вносятся изменения в Основной закон страны...


Полпред главы государства Гарри Минх в докладе повторил то, о чем говорится в пояснении в законопроекту: «Включение ВАС в состав ВС позволит выработать единые подходы к судебной практике в гражданских спорах, повысить эффективность судебной системы». Сейчас, сказал он, арбитражные суды и суды общей юрисдикции иногда приходят к «достаточно неодинаковым выводам, что не способствует стабильности административных и гражданских правоотношений». Никакой статистики он не привел, и оценить масштабы губительного явления было невозможно.

После того, как закон о поправках в Конституцию вступит в силу (для этого, кроме поддержки двух третей депутатов, нужно одобрение трех четвертей сенаторов и не менее двух третей регионов), начнется полугодовой период, в течение которого ВАС упразднят, а вопросы, отнесенные к его ведению, передадут новому ВС. В него войдут 170 судей, прошедших через отбор специальной квалификационной комиссии и сдавших экзамен.

«Кроме того, предлагается изменить правовой статус прокуратуры»,- в финале сообщил г-н Минх: в Конституцию перенесут уже прописанную в законе «О прокуратуре» процедуру назначения заместителей Генпрокурора. А прокуроры регионов, которые сейчас назначаются Генпрокурором по согласованию с властями субъекта Федерации, будут назначаться президентом по представлению Генпрокурора, согласованному с властями региона. Глава государства получает право назначать и «иных прокуроров», пояснил г-н Минх: прокуроров, следящих за соблюдением законности в местах лишения свободы, на особых объектах, природоохранных и военных прокуроров. Сейчас «иных» назначает и освобождает от занимаемой должности Генеральный прокурор...

Зачем это нужно? Ничего не сказал по этому поводу полпред.

«Речь идет об унификации принципов формирования всех правоохранительных органов»,- такую версию высказал в разговоре с корреспондентом «МК» источник, знакомый с ситуацией. Глав региональных управлений МВД и СК назначает и снимает президент, и в прокуратуре будет то же самое...

Глава думского Комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин тоже говорил про благотворную «унификацию», и сообщил: ВАС и ВС прислали свои отзывы на предложения президента, в отзыве ВАС выражена «обеспокоенность» содержанием тех 28 законопроектов, которые потребуется принять потом, и тексты которых пока не видел никто...

Второе чтение состоится 20 ноября, поправки можно подавать до 15 ноября, предупредил коллег г-н Плигин. Ранее комитет решил: подавать эти самые поправки смогут лишь т.н. «спецсубъекты», имеющие право инициировать внесение изменений в Конституцию: президент, Госдума, СФ, правительство, региональные парламенты и группы депутатов или сенаторов числом не менее пятой части от численности палат. То есть отдельные депутаты подать поправки не смогут. И ВАС с ВС не смогут, хотя при принятии обычных законов такое право у них есть...

Ни в думском регламенте, ни в законе о порядке принятия поправок к Конституции таких ограничений не прописано.

Из 13 заданных депутатами вопросов единороссы не задали ни одного. Им всё было ясно.

«Ходят слухи, якобы под Дмитрия Анатольевича Медведева такое объединение делают, так это или нет?» - спросил Николай Рябов (КПРФ). «Среди широкой общественности есть сторонники так называемой конспирологической теории, очень приятно видеть их в вашем лице в стенах Госдумы»,- отшутился г-н Минх, и предсказуемо пообещал, что «кадровые и остальные вопросы будут решаться после корректировки Конституции».

«Что будет с системой арбитражных судов?»- интересовался Анатолий Локоть (КПРФ). «Вы пытаетесь слить не очень хорошее с очень плохим, это все равно что слить вино «Кьянти» с каким-нибудь дешевым...» - на этих словах о том же у Дмитрия Гудкова («СР») отключился микрофон. Не очень хорошее, в его понимании - арбитражные суды, очень плохое - суды общей юрисдикции.

«Пока только функции ВАС передаются ВС, а в дальнейшем посмотрим»,- произнес полпред.

Сергей Решульский (КПРФ) зачитал текст статьи 129 Конституции, где написано о прокуратуре как «единой централизованной системе с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору», напомнил, что эти слова президент предлагает убрать, и спросил: «Сколько времени будет ходить Генпрокурор по кабинетам в Кремле, согласовывая кандидатуры прокуроров регионов?» «Прокуратура остается единой централизованной системой», а процедура согласования в Кремле «проходит очень спокойно, практически в автоматическом режиме», - сказал полпред.

Потом начались выступления от фракций. Юрий Синельщиков (КПРФ) говорил, что решить проблему единства судебной практики можно и другими путями, что не ясна судьба арбитражных судов, что нужны огромные средства, которых у страны нет... Опросы, проведенные среди прокуроров-ветеранов показали: все они против новаций в этой части, а за - лишь «некоторые молодые прокуроры, которые теперь смогут рассчитывать на более высокую зарплату».

Сергей Иванов (ЛДПР) заявил, что копья ломать нечего, ничего не изменится, «просто будут одинаково заносить и туда, и сюда». Г-н Плигин отчитал г-на Иванова - такие слова, по мнению единоросса, затрагивают «к сожалению, слишком серьезные проблемы, чтобы быть употребляемыми в Госдуме»...

Дмитрий Вяткин («ЕР») рассказал, что «практикующие юристы и ученые» долго ждали момента объединения высших судов, и что это позволит укрепить единое правовое пространство страны. А Александр Агеев («СР») добавил, что ВАС и ВС перестали проводить совместные пленумы, участились взаимные упреки между главами этих судов, что «дезорганизует работу юристов на местах».

Почему нельзя было решить проблему отставкой Вячеслава Лебедева и (или) Антона Иванова? Дешевле было бы и проще...

И сдаётся мне, что замысел "хозяина" идёт куда дальше судебной реформы ... и это только начало!
Previous post Next post
Up