Mgła

Jun 09, 2019 23:57

Всё началось с того, что однажды в жаркий ленивый день в самом начале лета я лежал на диване и скроллил раздел "афиша" на tut.by с мыслью о том, что как-то давно мы с женой не ходили в театры и на концерты.
И тут... святые угодники! Пан Езус и Матка Боска! Mgła! Восьмого июня в Минске! Потная лень тут же слетела прочь, и через секунду я уже вводил куда надо номер банковской карточки, чтобы заполучить билет. Группа, под музыку которой я уже третий год катаюсь в автобусе с работы домой, с упоением ощущая, как музыка этих таинственных поляков подходит к строгим, ритмичным городским пейзажам, погружённым в синеватую тьму позднего вечера. Это блэк-металл, но замедленный, заключённый в сетку неторопливой строгой ритмичности, с наличием мелодий, но скупых и засушенных, как точные отрывистые фразы, без всякой кучерявой изысканности.

Может быть, глупо говорить такое про метал-музыку, которая является по сути лишь ответвлением той же развлекательной индустрии, которая породила Бритни Спирс, но музыка группы Mgła когда-то заставила меня вспомнить про старое разделение творчества на два типа. Обычное понимание творчества- это самовыражение. То самое, что находится на верхушке пресловутой пирамиды Маслоу. Выражение своих талантов, демонстрация себя и того, как ты охуенно умеешь вот это или то, какой ты классный, и какие чудные идеи у тебя внутри, и как мастерски ты научился их выражать. Но есть и другое понимание. Дескать, творчество- это не столько выражение себя любимого, сколько смиренная работа приёмником-передатчиком. Иметь честь принять что-то, что выше тебя, и передать, ретранслировать это другим. Причём желательно в процессе ретрансляции не загрязнить принятый сигнал никчемными бирюльками своего "внутреннего мира". Служение чему-то большему, а не самовыражение своей охуенности. Так вот, Mgła- это как раз, кажется, про служение. На такие мысли наводит строгая, довольно скупая на разнообразие, структура их песен-гимнов, с ритмичным отрывистым произношением текстов, лишённых осточертевшей структуры куплетов-припевов.
===
Концерт в клубе "Брюгге", как это часто бывает у металлистов, объединял одну успешную и знаменитую группу с целым поездом из групп помоложе и помельче, причём паровоз этого поезда традиционно должен находиться сзади. Помня об этом, я решил не идти смотреть целый 5-часовой концерт из шести групп, а подойти попозже, часика через два-три после заявленного начала.
Подходя заводскими переулками к клубу, глядя на быстро растущую концентрацию волосатых в чёрных одеждах, я подумал про ещё одну интересную функцию этого концерта...
У многих мужчин к моему возрасту (36) случаются в той или иной степени погружения в прошлое. Чтобы мучаться и рефлексировать. Чтобы обмазаться прошлым, в рыданиях размазывая по лицу прошлое, текущее из носа и глаз. Чтобы мучительно рвало недопереваренным прошлым в чистенький комфортный унитаз современного быта. Чтобы осознать, что ты никогда уже не застрелишься в 27, как надо было, но уже безнадёжно поздно, и вообще всё-всё безнадёжно поздно. Так вот, я шёл на концерт с опасливым, но любопытствующим предчувствием того, что сейчас по собственной инициативе погружусь в такое состояние. Ведь метал-концерты- это для меня что-то из 2001-го года, из клуба "Реактор", из речицкого Дома Культуры, в который мы с моей первой девушкой ходили на одни и те же концерты, ещё задолго до знакомства, ещё не зная друг друга, и потом мы удивлённо демонстрировали друг дружке почти одни и те же фотографии, сделанные в одной и той же толпе, а кстати, как она там сейчас, в 2019-м, поживает, ничего же не знаю, как же дошли мы до жизни такой?
Обстановка внутри, кстати, какими-то деталями была похожа на то, что та самая девушка называла "концерт за три пятьсот". Столько когда-то стоили душные потные концерты в речицком ДК. И даже когда мы покинули Речицу, она продолжала считать, что концерт должен быть очень душным, потным, тёмным, с крайне хуёвым звуком и беснующейся толпой, в которой легко получить берцем по ебалу, поэтому лучше прижиматься к стенам. Минские чистенькие концерты с хорошими, дорогими светом и звуком, с пристойной и относительно трезвой публикой вызывали у той девушки отклик типа "пидоры блядь". Стоп, а что же тут похожего на те "концерты за три пятьсот"?! Звук чёткий, различимый, публика держится на ногах... Ах да, духота! Такая, что лучше слишком не шевелиться, потому что на шевеление кислорода уже может не хватить. На сцене пока ещё грохочет один из вагонов сегодняшнего поезда, какая-то белорусская блэк-метал-группа, с очень выразительным имиджем, хорошей игрой и белорусскоязычными текстами, из которых слышалось что-то очень каноничное, вроде "вецер гоне лисце над багнай".
Я достал свой аппарат, и немножко пострелял в сторону сцены.




Послушав пару песен (чёрт, неплохо, слаженно и красиво, но слишком много я такого уже слышал), я вышел подышать кислородом на дворик. Здесь уже плавно колыхалась толпа очень живописных людей, на которых я тут же начал наставлять фотоаппарат. Ну то есть как начал. Мучительно, медленно, преодолевая стеснение. Каждый раз ругаю себя за это стеснение, просматривая чудные фото, которых всегда кажется мало, и каждый раз обещаю себе впредь не стесняться, как большой мальчик, но блин вы же понимаете. Хотя толпа была чудная и дружелюбная, один из фотографируемых даже отделился от толпы, чтобы молчаливо пожать мне руку и вернуться обратно в толпу...






Могучий грохот из распахнутых дверей клуба затих. Я вернулся в душную тьму зала, пройдя через коридорчик, в котором на импровизированых столах продавались... аудиокассеты! Ух, как давно их не видел! Даже сейчас, видимно, тру-блэкари упорно издаются на кассетах и виниле. На сцене спешно переставлялись какие-то ударные, что-то настраивалось, уносилось и приносилось. Ещё несколько минут в гомонящей тьме. Вот какая-то фигура пробралась за ударные. Вот проектор ярко высветил над сценой: Mgła. И вот трое на переднем краю сцены начали игру. И сразу зашли с бесподобных козырей, 1-й и 3-й песен из альбома "Exercises in futility" (песни не имеют названий, а только номера). Это именно то, что я столько раз слушал в автобусе, везущем меня по тёмному шоссе мимо Кургана Славы, и потом по величественному Проспекту сквозь город.
Фотографировать музыкантов было делом малоинтересным, потому что их имидж и поведение на сцене довольно хорошо соответствуют их музыке.




Отдельный повод для восхищения ими- момент их ухода со сцены после довольно короткого концерта. Они просто замолкли, высоко подняли над головами гитары, и ушли со сцены. Они, хвала богам, не стали играть в эти пидорастические игры типа "сейчас нам похлопают и посвистят, и мы опять выйдем чтобы сыграть ещё пару песен". Например, моя любимая "Петля Пристрастия" традиционно раздражает меня подобным поведением, напоминающим мне наигранное виляние жопой.
Выйдя на тихий свежий воздух ночного Минска, я почувствовал, что это, пожалуй, был первый в моей жизни концерт, к концу которого мне показалось "мало". А как же там моё прошлое, как там 2001-й? Сладостного или горестного обмазывания прошлым на этот раз почти не вышло, бог как-то миловал.

офигенная метка

Previous post Next post
Up