Советы по воспитанию малыша #7: Обобщение и конкретные примеры

Dec 12, 2016 17:04

• Обеспечьте безопасное пространство для игры и неспешный распорядок дня, чтобы ребёнок имел возможность побыть наедине с самим собой (это разовьёт способность малыша к самопознанию и саморегуляции).

• Наблюдайте за собой: у вас получается сосредоточиться, наблюдая за ребёнком и быть с ним здесь и сейчас, или вы задумываетесь и отвлекаетесь? Можете ли вы сидеть молча, или вас так и тянет прикоснуться к ребёнку или поговорить с ним?

• Если вас охватывает раздражение, когда ребёнок плачет, расслабьтесь и понаблюдайте за ним. Понаблюдайте за собой. Глубоко вздохните. Если чувствуете напряжение, постоянно напоминайте себе, что плакать для детей естественно. Вы- значимое зеркало для вашего ребёнка, ваше спокойствие помогает ему успокоиться и наоборот.

• Иногда недовольство исчезает просто, если вы скажете ребёнку об этом вслух.

• Также помогает громко сказать самому себе, что вы чувствуете: разговор с собой может вас успокоить и снизить напряжение. Если всё ещё чувствуете напряжение - глубоко вздохните.

• Помогает, в прямом смысле, сидеть на своих руках - так у вас появляется пара секунд, перед тем, как отреагировать, и этого времени обычно бывает достаточно, чтобы остановить себя и не вмешиваться

• Основа умений ладить с окружающими, концентрироваться на своей цели, фокусировать внимание складывается в первые два года жизни.

• Когда ребёнку предлагают выбор, он получает возможность участвовать в процессе принятия решения. Наличие альтернативы помогает ребёнку сохранить чувство собственного достоинства.

• Примерно с 9 месяцев ребёнок начинает осознавать себя как отдельную личность. Он цепляется за вас и тревожится, когда вас нет рядом. Запомните: если вы уходите из дома, успокаивать малыша должны не вы. Когда вы возвращаетесь, констатируйте "я вернулся", со временем, ребёнок поверит, что если вы ушли, то непременно вернётесь.

И вот они, яркие примеры из книги:
"Малышу виднее" Д.Соломон
• Как я узнала на курсах, ребёнку никогда не следует находиться в положении, которое он не может принять самостоятельно. Поскольку я руководствовалась этим принципом во время прогулок в парке; я никогда не подсаживала сыновей на разные лесенки и не пыталась помочь им забраться на дерево. Они играли сами, без чьего-либо вмешательства, и никогда не просили меня помочь им. Становясь старше, они порой превосходили других детей в умении лазать.
Мои мальчики часто наблюдали за тем, как другие родители поднимали своих детей, чтобы те уцепились за кольца и подсаживали их на деревья. Мои дети долго ждали, прежде чем смогли самостоятельно пройти рукоход и повисеть на кольцах.
Однажды стоя на площадке и глядя на рукоход, Джексон спросил меня: "Ты думаешь, это безопасно?" я помню этот момент потому, что это был единственный раз, когда он спросил меня, сможет ли он сделать что-либо.
Я ответила: "Я не знаю. Ты чувствуешь опасность?" он посмотрел на перекладины лестницы и на землю под ними, подумал и решил не спрыгивать, а просто слезть вниз.
Когда мы на следующий день пришли в парк, я взглянула наверх и увидела на рукоходе Джексона, ловко перехватывающего одну перекладину за другой. Он был так горд и считал это таким достижением! Оказалось, что каждая минута долгого ожидания имела смысл. Он покорил рукоход, когда сам был к этому готов, исходя из собственных суждений и чувства безопасности.
Я взглянула на него и спокойно прокомментировала "Я вижу, ты проходишь рукоход". Он сделал это для себя, а не для меня или ещё кого-то.

• Когда старший ребёнок отнимает игрушку у младшей сестры, и та начинает плакать, знайте, что плач малыша, побудит старшего к каким-то действиям. Вместо того, чтобы велеть старшему отдать игрушку, расскажите, что вы видите. Говорите ему о младшем: "Марианна плачет и тянется за мячом. Она расстроена".
Подождите, а потом подождите ещё немного, чтобы посмотреть, выпустит ли старший ребёнок мяч. Если нет, скажите Марианне : "ты играла с мячом, а сейчас он у твоего брата. Ты расстроена". Такого рода фразы помогут старшему ребёнку услышать и почувствовать, как его действия влияют на младшую сестру.
Ловите также моменты, когда старший ребёнок добр и внимателен по отношению к младшей сестре, и комментируйте их: "Марианна улыбается. Она выглядит такой счастливой из-за того, что ты отдал ей мяч".
Моделируйте такое поведение, к которому вы хотите приучить малыша, и дайте ему время, чтобы привыкнуть вести себя соответственно.

"Когда ваш малыш сводит вас с ума" Эды Шан
• Семья из пяти человек жила в крайне стесненных условиях: мать, отец и три сына вынуждены были делить две небольшие комнаты. Родителей сводили с ума непрекращающиеся ссоры и стычки детей. Никакие угрозы и наказания не меняли ситуацию к лучшему: казалось, братья ненавидели друг друга лютой ненавистью. Однажды отец принес три металлических ящика с замками, пояснив детям, что отныне у каждого из них будет место, где можно безопасно хранить личные вещи. Результат превзошел все ожидания: количество ссор и драк заметно сократилось, а дети стали более спокойными и рассудительными. Каждый из мальчиков не только ощутил уважение и заботу родителей, но и осознал себя личностью, имеющей право на личное пространство.

что бы почитать? Когда ваш малыш сводит , Воспитывай наблюдая, книги для молодых родителей, Малышу виднее, советы по воспитанию ребёнка, Дебора Соломон, Эда Шан

Previous post Next post
Up