СОКОЛЫ СТАЛИНА ПРОТИВ АСОВ ЛЮФТВАФФЕ

Apr 29, 2016 20:40

Оригинал взят у senecus79 в СОКОЛЫ СТАЛИНА ПРОТИВ АСОВ ЛЮФТВАФФЕ

ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ ИЛИ ПОКРЫШКИН ПРОТИВ ХАРТМАНА.

Необходимо также отметить, что «философия войны» советских лётчиков была, чем у немецких пилотов.

Известно, что главная задача истребителей - не уничтожение самолетов врага как таковое. Главная задача истребителей - дать точно поразить наземные цели своим бомбардировщикам и не дать вражеским бомбардировщикам точно сбросить бомбы на свои войска.

Да, конечно, если истребитель сбил вражеский бомбардировщик на подходе к цели, то он выполнил задачу очень чисто. Но если просто не дал бомбардировщикам точно сбросить на цель бомбы и пусть при этом не сбил ни единого - то тоже выполнил задачу.

А вот если наш истребитель погнался за истребителем сопровождения и сбил его, а бомбардировщики противника в это время, точно отбомбившись, уничтожили завод по производству бензина, железнодорожную станцию, забитую войсками и т.д., то истребитель не выполнил своей задачи, даже записав на личный счет еще один сбитый самолет.

Итак, главная цель (объект) атаки истребителя - вражеские самолёты, несущие угрозу наземным войскам и нашим  бомбардировщикам.

Главная боевая задача (цель воздушного боя) истребителя - не дать авиации противника обрушить бомбы на цели, и, в свою очередь, дать возможность своей авиации нанести точный удар по наземным целям.

Уничтожение истребителей противника и даже бомбардировщиков - дело второстепенное. Так считали наши лётчики.

Существовала и другая «философия войны», которой придерживались немцы. Например, лучший германский пилот Эрих Хартман не провел ПОЧТИ НИ ОДНОГО воздушного боя. Сам Хартман говорит, что по крайней мере 80% сбитых им пилотов даже не подозревали об опасности. Главное для Хартмана - сбить самолёт противника. Всё остальное - не важно. Коротко и ясно.
Историк авиации Е.Синицын пишет в книге «Александр Покрышкин - гений воздушной войны. Психология героизма»: «Читая высказывание Хартмана, анализируя методы и тактику Покрышкина истребительной авиации, мы видим, что они воевали как будто в разных сферах воздушной войны, настолько непохожи были их цели, их тактические установки, их ценности и взгляды на философию воздушных сражений.
Синицын обращает внимание на ряд высказываний лучшего аса Германии Эриха Хартмана. Вот примеры:
«Хорошо, если тебе попадется малоопытный или зазевавшийся пилот. Обычно это нетрудно определить. Сбив его - а это нужно сделать обязательно, - ты тем самым ослабишь моральный дух противника. Самое важное - уничтожить вражеский самолет».

Хартман предупреждал, что необходимо отказываться от атаки, если бомбардировщики противника летят бомбить немецкие позиции, а русские истребители прикрытия заметили истребитель Хартмана и не дают ему шанса для внезапной атаки. В этом случае Хартман отказывался, как он полагал, от бессмысленного риска.

А вот что пишет в своей книге «Познать себя в бою». (М., ДОСААФ, 1986) Трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин: «Определить его в шестерке было несложно. Не обращая внимания на трассы вражеского огня, я бросился на ведущего. Он как раз пристраивался к отставшему штурмовику. Увлеченный атакой, гитлеровский ас не замечал нацеленный на него удар. Огнём в упор по мотору и кабине сбил ведущего и выскользнул из-под трасс «мессершмиттов», бросившихся наперерез. А Ме-109 вспыхнув, упал на землю».

Можем ли мы не обратить внимания на такой кричащий контраст, Покрышкин стремится обнаружить в группе вражеских самолётов сильнейшего, а мастер экстра класса по уничтожению самолётов ас-охотник Хартман стремится найти и бить слабейшего.

Даже из краткого анализа соперничества двух асов, по мнению Синицына, можно увидеть столкновение двух различных тактик и стратегий воздушной войны
Пример: во время боев над Румынией, когда 52 ЭСКАДРА должна была прикрывать нефтяные вышки, Хартман проявил разумную трусость, предпочтя иметь дело с истребителями сопровождения, а не с сомкнутым строем американских «Крепостей», ощетинившимися десятками пулеметов. И дело не в том, что он был специалистом по истребителям. Просто он в очередной раз трезво оценил, где выше шанс свернуть себе шею.9

В конечном итоге, различный подход к ведению войны приводил к различным результатам.

Если немецкие асы преимущественно выбивали из рядов советских пилотов наиболее слабых и неподготовленных, то советские летчики уничтожали наиболее подготовленных пилотов противника. Не случайно большинство асов люфтваффе погибли на Восточном фронте.

Именно поэтому в ходе войны ВВС Германии становились слабее, а их противник - ВВС Советского Союза - непрерывно усиливался. Именно поэтому в битве за небо России люфтваффе не могли не проиграть.

Наверное, к месту будут слова Героя Советского Союза Ф.Ф. Архипенко (Записки лётчика-истребителя. - М.: НПП “Дельта”,1999), который писал: “В отношении немецких летчиков у меня сложилось твердое мнение, что в открытом воздушном бою - «кто кого» - они все же не блистали отвагой... они старались сбивать наши самолеты, как говорится, «из-за угла»: при отрыве малоопытных летчиков, подбитых или аварийных самолетов от боевого порядка; на взлете и посадке... В бою они как бы пробовали силу противника, и если тот проявлял мастерство - на своем не настаивали... На первом начальном этапе войны их летчики имели высокую летную подготовку, охотно вступали в бой, в воздухе вели себя уверенно и дерзко. Но уже ко второй половине 1943 года, когда их асы в значительной мере были выбиты, эти особенности стали для немцев редким исключением, и мне не раз приходилось атаковать самолеты, которые управлялись откровенно слабыми летчиками».

ВВС Германии                                                                                                        ВВС СССР

ЦЕЛЬ (боевая задача) ВОЗДУШНОГО БОЯ

сбить неприятельский самолёт                                                                                      защитить наземные цели от удара с воздуха

защитить свои бомбардировщики от

истребителей противника

ОБЪЕКТ (цель) АТАКИ ИСТРЕБИТЕЛЯ

отставший, подбитый самолёт                                                                                       ведущий группы истребителей или

(то есть слабейший)                                                                                                          бомбардировщиков (то есть сильнейший)

РЕЗУЛЬТАТЫ АТАК

уничтожение новичков ВВС РККА                                                                                 уничтожение асов и ветеранов люфтваффе

ИТОГИ ВОЗДУШНЫХ БОЕВ

ослабление ВВС Германии                                                                                           усиление ВВС РКК

Немецкие сухопутные войска остались без надёжного воздушного прикрытия.
                               Красная Армия получила надежную поддержку бомбардировщиков и штурмовиков.

Это сыграло важную роль в общем военном поражении Германии.

Итак, немцы потеряли свои лучшие лётные кадры именно на Восточном фронте, о чем свидетельствуют и немецкие документы.
Даже такие авторы как Р. Толивер и Т. Констейбл в книге "Снимите Хартмана с неба", изданной в Штутгарте в 1988 году, были вынуждены написать следующее: «Интересно, что известные немецкие асы, сражавшиеся столь успешно на Западном фронте, а затем переброшенные на Восточный фронт, вскоре погибали или попадали в плен. Вспомните судьбу таких асов, как Аси Ган, Зигфрид Шнель, Герхард Хомут, Эрих Лейе, и других...".10

Общие потери люфтваффе на Восточном фронте в 1941-1945 годах составили 22740 человек. При этом надо учесть, что данные о потерях с немецкой стороны с 1 января 1945 года и до капитуляции являются неполными.

Советские ВВС за всю войну потеряли 27600 летчиков. Если учесть, на каких самолетах им пришлось летать в начальный период войны, то о каком-то недосягаемом превосходстве немецких летчиков над советскими говорить нельзя.

В общем, оценка немецких пилотов люфтваффе как лучших пилотов Второй мировой войны кажется неправомерной, поскольку сравнивать советских лётчиков, которые стремились сбивать в первую очередь асов и ветеранов противника, с немецкими , чей счёт пополняли преимущественно пилоты-новички, не корректно.

Вторая Мировая Война

Previous post Next post
Up