Все о том же...

Apr 07, 2006 13:37

Поскольку Габи ответил на мой пост отдельным постом, позволю себе, на сколько это возможно, полностью высказать свое мнение о процессах, происходящих в группах современной ортодоксии, часть из которых по ошибке называют религиозным сионизмом. Собственно говоря, то, что будет сказано здесь, является основными тезисами статьи, написанной на иврите, но еще не опубликованной.

1. Религиозный сионизм никогда не являлся единой группой, а состоял из большого количества разных по происхождению, религиозному содержанию и социально-экономическому статусу групп. Не вдаваясь в подробности, перечислю вкратце те группы, из которых состоит эта социальная единица:
- Начало религиозного сионизма и было положено равом Райнесом еще в 19 веке в период Ховевей Цион. Рав Райнес был известен тем, что стоял на прогрессистских позициях того, что сегодня мы назвали бы современной ортодоксией, не только в вопросе сионизма (еще до официального объявления оного), но и в вопросах о еврейском образовании, галахе и пр. Тем не менее, сионизм он воспринял как в чистом виде политическое движение, без всяких мессианских конотаций.
- Рав Кук, присоединившийся к "сионизму" примерно в то же время, сформулировал противоположную точку зрения - "атхальта де геула". Его позиция оставалась маргинальной, а последователи малочисленны, до 1967 года. Тем не менее, его последователи сделали правильный шаг - они впервые основали ешиву "религиозного сионизма" Мерказ а_Рав, что привело к тому, что до сегодняшнего дня почти все раввины поселений, общин, большинства ешив и т.д. были воспитаны на теориях рава Кука. Это положение во многом сохраняется до сго дня.
- В 30е годы большая группа религиозных евреев из Германии, последователей рава Ш.Р. Гирша и его теорий о "современной ортодоксии", присоединилась к этому движению совершенно естественным образом. До настоящего момента эти люди составляют очень значительную часть "кипот сругот".
- В 50е годы к этой группе в массовом порядке присоединяются религиозные сефарды.
2. До 1967 года господствующей идеологией "а_поэль а_мизрахи" был социализм и теории рава Райнеса. Сама группа была относительно маргинальной в Израиле, а отличие большей части ее членов от харедим не очевидно. Почти все учителя "национально-религиозных" школ были харедим. Такие люди как Ешаягу Лейбович, например, учились только в нерелигиозных школах.
3. После Шестидневной войны как в следствии политических перемен, так и благодаря первому поколению раввинов в вязаных кипах, внезапно возобладала теория рава Кука. Тем не менее, большинство "кипот сругот" поддерживали эту теории более всего на словах. Когда Йоси Сарид в 1982 году писал о том, что потенциал Гуш Эмуним себя исчерпал, он был совершенно прав. Большая часть религиозного населения осталась в городах, и не пошла поселяться, что во многом и определило судьбу движения как некой единицы.
4. Параллельно, уже с начала 80х годов началось отделение разных групп религиозных по социо-экономическому признаку. Простое назначение платы за обучение в школах привело к отсеиванию малоимущих, в основном сефардских, детей из этих школ, и отталкиванию от основной группы примерно половины ее членов. Отсюда путь к появлению Шаса был более чем коротким. Следующее разделение произошло по признаку харедизации - мальчики и девочки отдельно и пр., что толкает значительную часть религиозных в харедим. Следующее разделение произошло по разлому поселенцы и не поселенцы. Это произошло уже по независящим от религиозных причинам - в основном благодаря подстрекательству в СМИ против поселенцев. Так жители Гуш Катифа из сотен тысяч религиозных во время выселения увидели тысячи 3 детей, да и те в основном из поселений ЕША.
5. Коллапс сионизма как основной модернистской идеологии еврейского народа, окончательно определил и коллапс религиозного сионизма, как субстрата этой идеологии. Кроме Ханана Пурата и пожалуй Пети Полонского, трудно найти серьезных людей, которые продолжали бы проповедовать идеологию "атхальта де гаула". Коль уж рав Тау, ученик рава Цви Еуда Кука и его наследник в смысле ешивы, проголосовал за Шас, то о какой идеологии "религиозного сионизма" может идти речь?
6. Смотря правде в глаза, сколько бы это не было страшно, приходится признать следующее: основная группа религиозных сионистов в собственном смысле слова, то есть идеологическая группа поселенцев, будет уничтожена в течение ближайших нескольких лет, путем уничтожения поселений. Что будет с этой группой дальше, напрямую зависит от того, как она поведет себя во время разрушения поселений. Чем более жесткое сопротивление будет оказано, тем больше шансов у этой группы избежать деморализации.
7. Основная масса религиозных в Израиле никак не отреагирует на происходящее, кроме, возможно, трумот. Большая часть религиозных в Израиле расколоты и принадлежат на сегодняшний день к разным социо-экономическим группам, и никак не поддерживают идеологию "атхальта де геула", что собственно и определяет сегодня "религиозных сионистов". Кто же они тогда? Речь идет о некой коалиции групп современной ортодоксии, которые чем дальше, тем больше отличаются друг от друга. (lj-cut)
Previous post Next post
Up